воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Пути и методы обобщения педагогического опыта

Массовый педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки.
Передовой педагогический опыт – результат творческого поиска школ и учителей, открывающий новые педагогические факты, создающий новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.
Новаторский педагогический опыт – принципиально новый опыт педагога, выходящий за пределы имеющихся научных знаний; характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов.
Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжениям его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Пятый показатель ППО - наличие в нём элементов новизны. Они проявляются в результате наблюдений педагогического процесса. Непосредственное наблюдение даёт возможность видеть реальный педагогический процесс в его движении и развитии, новизну педагогических идей, приёмов, средств и методов педагогического воздействия по сравнению с общепринятым в практике. Они могут проявляться на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов). Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда. В практике бывают случаи подмены ППО прожектёрством. Прожектёрские начинания, которые чаще всего делаются "напоказ", в погоне за дешёвым успехом, не выдерживают проверки временем, не дают устойчивых положительных педагогических результатов. Вот почему так важно безошибочно отличать действительно ППО от беспочвенного прожектёрства. Чувство нового всегда связано с широтой педагогического кругозора, с глубоким пониманием перспектив развития ОУ.
Шестой показатель ППО - его актуальность и перспективность. Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
· в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
· какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты.
Седьмой показатель ППО - репрезентативность. Репрезентативность - это:
· достаточная проверка опыта по времени;
· подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
· возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
Восьмой показатель ППО - соответствие его современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность. Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.


Классификация передового педагогического опыта.
· Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
· Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
· Дающий высокие результаты по признаку эффективности
· Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
· Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
· Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
· Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени


Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности учителей, воспитателей, руководителей ОУ. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):

· Определение цели изучения ППО.
· Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.
· Выбор средств и методов изучения ППО.
· Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта
· Выделение диагностирующих единиц изучения
· Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.
· Сопоставление плана изучения опыта
· Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.
· Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.
· Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, нужно составить программу изучения ППО (с анкетами, опросниками), используя предложенный нами опыт.
Изучение и обобщение опыта:
1. Выявление объекта изучения:
à        оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;
à        выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;
à        первый сбор информации о деятельности педагога;
à        выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;
à        определение объектов изучения.
2. Постановка цели изучения:
à        выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагога;
à        формулировка проблемы;
à        теоретическое обоснование опыта;
à        выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;
à        формулировка цели изучения.
3. Сбор информации об изучаемом опыте:
à        отбор методов сбора и обработки информации;
à        составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;
à        реализация методов сбора информации об опыте.
4. Педагогический анализ собранной информации:
à        расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;
à        оценка идей опыта на основе критериев;
à        определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;
à        выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
5. Обобщение опыта:
à        систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;
à        формулировка сущности и ведущей идеи опыта;
à        раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;
à        определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;
à        описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Рекомендации по обобщению передового педагогического опыта
1. Методика обобщения ППО.
à        Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т.д.:
à        анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;
à        выявление способов, приёмов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;
à        выявление отсутствия перегрузки детей;
à        определение в опыте работы элементов новизны.
à        Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.
à        Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.
à        Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.
à        Распространение ППО на методических мероприятиях ОУ. Материалы опыта наглядно оформить и представить в методкабинет.
2. Оформление обобщённого передового педагогического опыта.
à        Педагогическая характеристика учителя (воспитателя) и т.д., подписанная руководителем.
à        Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Квалификационная категория.

Методика обобщения и распространения ППО
Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы обобщения и распространения ППО. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы.
Организационные единицы
Формы
Методы
Методические объединения
Открытые занятия
Наблюдения
Научно-педагогический Семинар
Научно-практическая конференция
Беседа
Проблемная лаборатория
Совет педагогов
Анкетирование
Школа передового опыта
Педагогические чтения
Анализ документации
Школа педагогического мастерства
Педагогическая выставка
Хронометрирование
Спецкурс
Диспуты и дискуссии
и т.д.
и т.д.
Самообразование

Семинарские занятия


Практикумы


Консультации


и т.д.



Любая организационная единица может использовать практически все формы и методы обобщения и распространения ППО.
Названные организационные единицы не исключают и другие способы обобщения и распространения ППО. В каждом ОУ, исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива, избирают тот способ, который наиболее им подходит.

Памятка обобщения передового педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ)
Ø     Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
Ø     Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т.д.
Ø     Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее и конкретнее.
Ø     набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы
Ø     Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно".
Ø     Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нём не показано, как растут и развиваются дети.
Ø     Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.
Ø     Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Ø     Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т.д.)
Ø     Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.