Готовимся к экзаменам







Кому необходимо сдавать химию?
Количество обязательных дисциплин в 2020 году не изменилось, а это значит что химия, как и раньше, будет в числе экзаменов по выбору.
В 2019 году химия по популярности оказалась на 5 месте. Получить сертификат по данному предмету из 720 000 участников ЕГЭ пожелали всего 110 000, в числе которых 89 000 – это выпускники 11-х классов 2018-2019 учебного года.

В 2019 году средний балл сертификата по дисциплине составил 56,7 баллов. На результат существенное влияние оказало достаточно большое число экзаменуемых, которые не смогли преодолеть минимальный порог – таких 14,4%. Более 80 баллов смогли набрать 11,5%.

Такая статистика свидетельствует о том, что химия – не самый простой экзамен ЕГЭ 2020 года и хотя изменения в новом сезоне отсутствуют, пренебрегать основательной подготовкой точно не следует.
Химию в качестве экзамена по выбору на ГИА 2020 года стоит выбрать, если вы желаете продолжить обучение по таким направлениям, как:

медицина и фармакология;
химия (как наука во всем своем разнообразии);
биохимия;
экология;
агрономия;
материаловедение (легкая промышленность);
строительство (некоторые инженерные специальности);
педагогика (химико-биологический факультет).
Дата проведения
В досрочном периоде химию можно будет сдать в такие дни:

основной экзамен — 06.04.20 (понедельник);
резерв — 08.04.20 (среда).
В основном периоде ГИА 2020 года для ЕГЭ по химии зарезервированы три даты:
08.06.20 г
30.06.20 г
03.07.20 г
Экзамен в 2020 году 
Последние 3 года ЕГЭ по химии не затрагивали реформы, и формат испытания для 11-классников в 2020 году будет подобен экзаменам 2019 и 2018 года. По мнению Ольги Васильевой, которое разделяют эксперты из области образования и школьные учителя, стабильность требований и неизменность типовых заданий должны способствовать более качественной подготовке выпускников. Первый этап подготовки к выпускному экзамену – это знакомство с нормативными документами, регламентом ГИА-11,структурой КИМ и особенностями оценивания экзаменационной работы 2020 года.... Подробнее: https://2020-god.com/ege-po-ximii-v-2020-godu/

Формат и регламент 
Для экзамена 2020 года актуальными останутся такие базовые нормы: 
длительность – 3 часа 30 минут (210 минут); 
кол-во заданий – 35; 
максимальный первичный балл – 60; 
минимальный бал, необходимый для получения аттестата – 36(из 100); 
дополнительные материалы – калькулятор (без возможности программировать действия) 
и 3 основные таблицы: Менделеева, растворимость солей и кислот, а также электрохимический ряд напряжений металлов. 
Структура КИМ 
Предложенные в билете вопросы будут охватывать такие 5 основных направлений: теоретические основы; 
неорганическая химия; 
органическая химия; 
методы познания в химии; 
формулы и уравнения реакций.... Подробнее: https://2020-god.com/ege-po-ximii-v-2020-godu/







Инструкция организатора
по процедуре проведения письменного экзамена по химии
в новой форме в 9-х классах общеобразовательных учреждений в 2013 году

1.   Организатор проведения экзамена получает экзаменационные материалы в день проведения экзамена у представителя МЭК в 8.30 час.
2.   Экзаменуемые заходят в аудиторию за 10 минут  до начала экзамена,  рассаживаются  по одному человеку за парту.
3.   Организатор вскрывает пакет с экзаменационным материалом в 9.00 час.                                         Время экзамена – 120 минут без учёта подготовительных мероприятий.
4.   Организатор  раздаёт экзаменационный материал, предназначенный выпускникам, и 4 двойных тетрадных листа. На каждом листе проставляют номер варианта.
5.   В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование:
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
– электрохимический ряд напряжений металлов;
– непрограммируемый калькулятор.
6.   Учащиеся подписывают титульный лист (если не заготовлен в школе),  знакомятся с «Инструкцией по выполнению экзаменационной работы».
7.   После инструктажа организатор записывает на доске время начала и окончания экзамена.
8.   Выпускники приступают к выполнению работы. Работа выполняется на бланке с текстами.
9.   На выполнение первой части работы отводится примерно  45 минут; на выполнение второй части отводится примерно 30 минут; на выполнение третьей  части отводится примерно 45 минут.
10.   При выполнении заданий первой части   правильный ответ обводится кружочком в тексте экзаменационной работы.
11.   Если допущена ошибка в первой части работы, то можно зачеркнуть неправильный ответ  крестиком и затем обвести номер правильного ответа.
12.   Ответы второй части записываются также в экзаменационной работе, но в специально отведенном для этого месте.
13.  В случае записи неверного ответа во второй части необходимо его зачеркнуть и записать рядом новый.
14.  Полное решение третьей части записывается на выданных тетрадных листах.
15. Организатор в аудитории предупреждает выпускников об окончании экзамена за 30 минут с просьбой переписать задания с черновиков; за 15 минут до окончания экзамена прекратить досрочную сдачу экзаменационных материалов.
16.   В ходе экзамена выпускнику рекомендуется выходить из аудитории не более одного раза.
17.   Одновременно из аудитории может выйти не более одного человека.
18.   По окончании экзамена выпускники вкладывают первую, вторую и третью части  работы в титульный лист и сдают работы организатору.
19. В случае выполнения обучающимися экзаменационной работы ранее установленного срока, обучающийся сдает работу организатору и выходит из аудитории.
20.   Организатор после окончания  экзамена работы сдает  представителю МЭК.
21.   В случае возникновения конфликтной ситуации во время экзамена ассистент приглашает представителя МЭК.


Условия проведения экзамена

На экзамене в аудитории присутствует подготовленный организатор из числа учителей, не ведущих преподавание химии, биологии, экологии; который действует в соответствии с данной инструкцией.

На экзамен в аудиторию не допускаются специалисты по химии.
Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет
обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со

специальным образованием по данному предмету.
Информацию можно посмотреть http://www.izh.ru/i/info/15134.html

Памятка для подготовки учащихся к ЕГЭ

Школьники во время экзаменов подвержены стрессу. А тем более во вре­мя сдачи Единого государственного экзамена, который для многих из них еще в новинку. Задача педагогов и родителей - помочь ребёнку избавиться от стра­ха перед экзаменом, суметь сосредоточиться и вспомнить всё то, что он так старательно учил и запоминал.
Памятка для учащихся

Как готовиться к экзамену
1.    Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
2.    Составь план занятий. Определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко спланируй, что именно сегодня будет изучать­ся (не просто: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы необходи­мо проработать).
3.    Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен, чтобы постепенно войти в рабочий ритм.
4.    Чередуй занятия и отдых, например, 40 мин - занятия, затем 10 мин - пе­рерыв.
5.    Структурируй материал в виде планов, схем, причем желательно на бу­маге.
6.    Выполняй как можно больше тестовых заданий по изучаемому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов.
7.    Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов
(на задания части А в среднем уходит по 2 мин).
8.    Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с зада­нием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.
9.    Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все пла­ны ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена
1.         Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя.
2.    В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за пол­ часа до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
3.    Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на
экзамене 3 ч.

Во время тестирования
1.         В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как за­полнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будь внимателен!!! От того, насколько хорошо ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
2.    Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
3.   Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты  освободишься от волнения, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
4.   Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно спра­вишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
5.   Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что усло­вия задания будут поняты тобой "по первым словам", а концовка будет достроена в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
6.   Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, за­будь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решен­ном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный пси­хологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс на­брать очки.

Как сдать экзамен
1.         Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти - семи (что гораздо труднее).
2.    Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуть­ся и подумать над трудными, которые тебе в начале пришлось пропустить ("второй круг").
3.    Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.
4.    При необходимости используй интуицию! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
5.    Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на прак­тике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может ока­заться достаточным для хорошей оценки.






















Памятка «Психологическое  сопровождение ЕГЭ»
для участников


Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
 · Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
 · Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;
 · Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;
 · Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
 · Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
 · Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
  Используй такие формулы самовнушений:
Я уверенно сдам ЕГЭ.
Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями.
Я с хорошим результатом пройду все испытания.
Я спокойный и выдержанный человек.
Я смогу справиться с заданием.
Я справлюсь.
Я должен сделать то-то и то-то....
Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным. 







Перечень ресурсов Интернет
1. Официальный единый портал  ЕГЭ.- http://www.ege.edu.ru

2. Федеральный центр тестирования.- http://www.rustest.ru/

3. ФИПИ.- http://fipi.ru/

4. Российское образование. Федеральный портал.- http://www.edu.ru/index.php (документы, олимпиады, учебные заведения)

5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.- http://window.edu.ru/

6. Образовательный портал Удмуртской республики.- http://ciur.ru/default.aspx

7. ЕГЭ в Удмуртской республике.- http://ege.ciur.ru/

8. МО и Н УР.- http://udmedu.ru/

9. Все Вузы России (справочник аккредитованных вузов). - http://abitur.nica.ru/

10. Сайты поддержки ЕГЭ по регионам.- http://4ege.ru/novosti-ege/2072-sayty-podderzhki-ege-po-regionam.html

11. Российский совет олимпиад школьников «Мир олимпиад».- http://миролимпиад.рф/

12. Всем, кто учиться. Каталог образовательных ресурсов.-www. alleng.ru

13. Всероссийские дистанционные школьные олимпиады.- http://vot zadachka.ru/index.php?auto&article_id=137#top (олимпиады, конкурсы, викторины)
14.  Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа -  http://www.school.edu.ru
15. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
16. Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
17.   Министерство образования и науки Российской Федерации -  http://www.mon.gov.ru/ 
18.  Российская академия образования – http://rao.edu.ru/
19.  Институт новых технологий – http://www.int-edu.ru/
20. Центр модернизации общего образования - http://apkro.ru/
21. Московский центр непрерывного математического образовании - http://www.mccme.ru/
22. Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика») -   http://www.prosv.ru
 Перечень ресурсов Интернет
•  Сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика») - http:/www.drofa.ru 

•  Методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе - http://www.center.fio.ru/som

•  Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭhttp://www.internet-scool.ru

•  Сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений - http://www.intellectcentre.ru

•  Сайт учителя математики Шевкина Александра http://www.shevkin.ru/

•  Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина – http://www.mathnet.spb.ru/

•  Подготовка к ЕГЕ, новые бланки заданий, дидактические материалы, опорные схемы - ege.On-line.info

•  Репетиционная версия тестов (10 задач) - www.5ballov.ru

•  Компьютер-наставник (демо-ролик) - www.c-mentor.ru

•  Система оперативного информирования о результатах ЕГЭ - fed.egeinfo.ru/ege

•  On-line тесты - www.uztest.ru

•  Материалы для подготовки к ЕГЭ (теория и практика) - www.ege100.ru

•  Интерактивная линия - internet-school.ru










Подготовка к ЕГЭ.





О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 18 января 2007 г. № 01-14/08-01
 
Государственная (итоговая) аттестация по химии выпускников общеобразовательных учреждений проводится в виде письменного или устного экзамена. Экзамен по химии за основную школу, независимо от формы его проведения, является экзаменом по выбору учащихся.

Для проведения устного экзамена предлагается комплект примерных билетов, составленных с учетом требований следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия: Основное общее образование (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Извлечение (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312).

В соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования экзаменационные билеты ориентированы на проверку усвоения содержания ведущих разделов (тем) курса химии основной школы. К числу таких разделов относятся: периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, строение атома; химическая связь и строение вещества; классы неорганических соединений, их свойства; химическая реакция: классификация реакций и закономерности их протекания, электролитическая диссоциация веществ (кислот, щелочей) в водных растворах; методы познания веществ и химических явлений; экспериментальные основы химии; применение веществ.

Объем содержания, проверяемый билетами, соотнесен с объемом учебного  времени, отводимого на изучение химии в основной школе базисным учебным планом (по 2 часа в неделю в 8 и 9 классах). Это позволило определить максимально возможное число билетов в комплекте – 25.

Уровень предъявления содержания учебного материала в экзаменационных билетах соотнесен с требованиями государственного стандарта к общеобразовательной подготовке выпускников основной школы. Благодаря этому обеспечена независимость экзаменационных материалов от вариативных подходов к преподаванию химии в основной школе по различным программам и учебникам.

В этом состоит принципиальное отличие предлагаемых примерных билетов от билетов предыдущих лет.

Каждый из билетов комплекта включает два вопроса: первый – теоретический, второй – практико-ориентированный.

Теоретические вопросы билетов ориентированы на проверку сформированности у выпускников:
основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, химическая связь, вещество, реакция, классификация веществ и реакций, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель;
умений: характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и строения их атомов; устанавливать связь между составом, строением и свойствами веществ; классифицировать вещества и химические реакции; характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений; объяснять сущность реакций ионного обмена и реакций окислительно-восстановительных.

Практико-ориентированные вопросы представляют собой расчетные задачи или лабораторные опыты. Для экзамена рекомендованы лишь те лабораторные опыты, которые по своему содержанию отвечают требованиям стандарта и соответствуют перечню лабораторного оборудования для основной школы.

Предлагаемые в билетах расчетные задачи и лабораторные опыты ориентированы на проверку сформированности практических умений: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; распознавать опытным путем изученные газы, растворы щелочей и солей, вычислять массовую долю вещества в растворе и т.д.

Для подготовки к ответу выпускнику потребуется 20–30 минут, из которых 8–10 минут могут быть использованы для выполнения лабораторного опыта или расчетов.

В целом следует отметить, что предлагаемый комплект билетов является примерным и может корректироваться с учетом особенностей образовательной программы школы, учебно-методического комплекта, используемого в учебном процессе, а также оснащенности химического кабинета школы необходимым оборудованием, реактивами и т.п. При корректировке билетов рекомендуется сохранять предложенную структуру. В экзаменационные материалы целесообразно вносить следующие изменения: частично заменять теоретические вопросы, использовать другие расчетные задачи или иные по содержанию лабораторные опыты.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника

Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале. Общая оценка выводится на основе оценок, полученных по каждому из двух вопросов билета. При оценивании ответа можно руководствоваться следующими критериями, которые дают экзаменующему определенные ориентиры.

Отметка «5» ставится, если:
• содержание ответа на первый вопрос представляет собой связный
рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов; рассказ сопровождается правильной записью химических формул и уравнений; степень раскрытия понятий соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для выпускников основной школы; в ответе отсутствуют химические ошибки;
• содержание ответа на второй вопрос включает план выполнения опыта или решения расчетной задачи, запись формул и названий веществ, участвующих в реакции, уравнений химических реакций и условий их протекания, а также результата решения расчетной задачи; при ответе должен быть продемонстрирован результат проведения опыта.

Отметка «4» ставится в случае правильного, но неполного ответа на первый вопрос, если в нем:
• отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания;
• присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями (ошибки при составлении химических формул и уравнений, выделение признаков классификации при определении химических свойств веществ различных классов).
При ответе на второй вопрос использован правильный алгоритм выполнения химического эксперимента (или проведения расчетов), но при этом допущены незначительные погрешности при подготовке и проведении опытов или при вычислениях, которые не повлияли на конечный результат.

Отметка «3» ставится, если:
• в ответе на первый вопрос отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления
или процесса, нарушается логика изложения материала;
• при решении расчетной задачи (или проведении опыта) допущены существенные ошибки, что привело к неверному результату, или опыт выполняется с дополнительной помощью, а объяснение его результатов отсутствует.

Отметка «2» ставится, если:
• в ответе на первый вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные его аспекты;
• не решена расчетная задача или не выполнен предлагаемый опыт.



 Билет № 1
1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от их порядкового (атомного) номера.
2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих химические свойства хлороводородной кислоты.

Билет № 2
1. Простые и сложные вещества: различие в их составе. Основные классы неорганических соединений: примеры соединений, различие в их составе.
2. Задача. Вычисление массовой доли вещества, находящегося в растворе.

Билет № 3
1. Строение атомов химических элементов. Состав атомного ядра. Строение электронных атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
2. Задача. Вычисление количества вещества одного из продуктов реакции, если известна масса исходного вещества.

Билет № 4
1. Металлы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов натрия, магния, алюминия). Характерные физические свойства металлов. Химические свойства металлов: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.
2. Опыт. Получение и собирание кислорода. Доказательство наличия кислорода в сосуде.

Билет № 5
1. Неметаллы: положение этих химических элементов в периодической системе, строение их атомов (на примере атомов хлора, кислорода, азота). Отличие физических свойств неметаллов от свойств металлов. Реакции неметаллов с простыми веществами: металлами, водородом, кислородом.
2. Задача. Вычисление объема полученного газа, если известна масса исходного вещества.

Билет № 6
1. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная; их сходство и различие. Типы кристаллических решеток. Примеры веществ с различными типами решеток.
2. Опыт. Получение и собирание аммиака.

Билет № 7
1. Взаимосвязь между классами неорганических соединений: возможность получения одних веществ из других (примеры реакций).
2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.

Билет № 8
1. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; выделению или поглощению энергии; изменению степени окисления химических элементов. Примеры реакций различных типов.
2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих качественный состав предложенной соли, например сульфата меди(II).

Билет № 9
1. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель (на примере двух реакций).
2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если для его получения взят раствор с определенной массовой долей (%) исходного вещества.

Билет № 10
1. Реакции ионного обмена, условия их протекания до конца (на примере двух реакций). Отличие реакций ионного обмена от реакций окислительно-восстановительных.
2. Задача. Вычисление массовой доли (%) химического элемента в веществе, формула которого приведена.

Билет № 11
1. Кислоты в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями (на примере хлороводородной кислоты).
2. Опыт. Выделение поваренной соли из ее смеси с речным песком.

Билет № 12
1. Амфотерные гидроксиды, их химические свойства: взаимодействие с кислотами, щелочами, разложение при нагревании (на примере гидроксида цинка).
2. Опыт. Получение и собирание водорода. Доказательство наличия водорода в пробирке.




Билет № 13
1. Щелочи в свете представлений об электролитической диссоциации. Химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями (на примере гидроксида натрия или гидроксида кальция).
2. Задача. Вычисление массы исходного вещества, если известно количество вещества одного из продуктов реакции.

Билет № 14
1. Водород: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, получение и применение.
2. Задача. Вычисление количества вещества (или объема) газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества (или объемом) другого газа.

Билет № 15
1. Вода: ее состав, строение молекулы, физические свойства. Химические свойства воды: разложение, отношение к натрию, оксидам кальция, оксиду серы(IV). Основные загрязнители природной воды.
2. Опыт. Распознавание соли угольной кислоты среди трех предложенных солей.

Билет № 16
1. Сера: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Физические и химические свойства серы. Оксиды серы, их химические свойства.
2. Опыт. Проведение реакций, подтверждающих свойства гидроксида кальция.

Билет № 17
1. Оксиды: их классификация и химические свойства (взаимодействие с водой, кислотами и щелочами).
2. Задача. Вычисление массы продукта реакции, если известно количество вещества одного из исходных веществ.

Билет № 18
1. Углерод: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома. Алмаз. Графит. Оксиды углерода, их принадлежность к подклассам оксидов. Угольная кислота и ее соли.
2. Опыт. Распознавание раствора соли хлороводородной кислоты среди трех предложенных растворов.

Билет № 19
1. Кальций: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства кальция: взаимодействие с кислородом, водой, кислотами.
2. Задача. Вычисление количества вещества продукта реакции, если известна масса одного из исходных веществ.

Билет № 20
1. Железо: положение этого химического элемента в периодической системе. Химические свойства железа: взаимодействие с серой, хлороводородной кислотой, растворамисолей. Оксиды и гидроксиды железа.
2. Опыт. Распознавание среди трех предложенных веществ кислоты и щелочи.

Билет № 21
1. Серная кислота, ее химические свойства в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями).
2. Получение и собирание углекислого газа. Доказательство наличия этого газа в сосуде.

Билет № 22
1. Натрий: положение этого химического элемента в периодической системе, строение его атома, физические свойства. Химические свойства натрия: взаимодействие с неметаллами, водой.
2. Опыт. Осуществление превращения: соль нерастворимое основание оксид металла.

Билет № 23
1. Круговорот химических элементов в природе (на примере углерода или азота). Роль живых существ в круговороте химических элементов.
2. Задача. Вычисление объема газа, вступившего в реакцию, если известна масса одного из продуктов реакции.

Билет № 24
1. Аммиак: состав молекулы, химическая связь в молекуле. Физические и химические свойства аммиака.
2. Опыт. Распознавание раствора соли серной кислоты среди трех предложенных растворов солей.

Билет № 25
1. Источники химического загрязнения воздуха. Пагубные последствия химического загрязнения воздуха. Меры предупреждения химических загрязнений воздуха.
2. Задача. Вычисление объема газа, необходимого для реакции с определенным количеством вещества другого вещества.