Экология

Экологическое образование для устойчивого развития
В 1997 году было введено понятие «образование в интересах устойчивого развития». А в начале 2000-х для международного сообщества стало очевидным, что необходимо переходить к пересмотру всей системы охраны окружающей среды, то есть принимать во внимание как хозяйственные, так и социальные нужды. Это также должно было отразиться и на образовательных программах.
В 2003 году министры окружающей среды 55 стран региона Европы, Северной Америки и Центральной Азии на Пятой конференции «Окружающая среда для Европы», состоявшейся в Киеве, приняли решение разработать региональную стратегию в области образования для устойчивого развития. Принятию данного решения предшествовала большая подготовительная работа, которая осуществлялась рабочей группой по образованию в интересах устойчивого развития, где сопредседателями были Швеция и Россия. Таким образом, Россия активно участвовала в формировании данной стратегии. Тем не менее стратегия до сих пор не принята в нашей стране, а в системе образования не внедрены ее основные положения.
Возможно, из-за обширного опыта в экологическом образовании в России, как и в некоторых других странах, сформировалось особое понятие экологического образования для устойчивого развития. По сути, данное понятие смещает междисциплинарный и комплексный подход идеи образования в интересах устойчивого развития на экологический аспект. Это и есть то самое экологическое образование, которое формировалось на протяжении нескольких десятилетий. Из-за недостатка внимания к вопросам даже экологического образования в 2000-х годах в России так и не был осуществлен переход к образованию в интересах устойчивого развития, которое, в свою очередь, включает в равной степени социальные и экономические аспекты. Эта также можно наблюдать и в отсутствии официальных представителей на важных международных мероприятиях по вопросам образования в интересах устойчивого развития – например, на последней международной встрече ЮНЕСКО
в Оттаве в марте 2017 года.
Современные тенденции экологического образования в России
На сегодняшний день экологическое образование в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года). «Создана система непрерывного экологического образования – от программ для детского сада, средней школы до подготовки специалистов – среднее и высшее образование, а также повышение квалификации специалистов и экологическое просвещение населения», – отмечает Людмила Попова. Тем не менее на сегодняшний день в 12 регионах страны действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах Федерации приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования.
Если рассмотреть, как реализуется экологическое образование на различных уровнях, то здесь нужно отметить, что для дошкольного образования не было разработано никаких стандартов. Однако в отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания и просвещения. Специалисты отмечают, что если сравнить современную ситуацию с предыдущим периодом, то придется констатировать, что в настоящее время экологическому образованию на дошкольном уровне уделяется меньше внимания. Все зависит от личной заинтересованности педагогов и преподавателей.
В школах экологическое образование сегодня затрагивается в нескольких официально принятых предметах, таких как «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», а также в естественных и общенаучных предметах. Все они ориентированы на развитие у учащихся экологического мышления, обеспечивающего понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. А в некоторых регионах применяется подход по «экологизации образования», основанный на разработке и органичном включении в традиционный учебный процесс «экологических» заданий.
В стране продолжают действовать центры дополнительного экологического образования, где дети разных возрастов могут ближе общаться с природой, подробно изучать процессы взаимодействия человека и природы, тем самым формируя экологическое мышление. Данные центры организовывают детские лагеря с выездами на природу и привлекают родителей к решению локальных экологических проблем, что, несомненно, является важной частью экологического просвещения.
С 1994 года продолжает действовать Всероссийская олимпиада школьников по экологии. В 2015 году в ней приняли участие десятки тысяч детей, при этом в процесс проведения олимпиады включается все больше регионов. Традиционно регионом, наиболее представленным по числу участников на олимпиадах, является Москва, где, несомненно, экологическое образование и просвещение более доступно на всех уровнях из-за высокой концентрации экологически ориентированных образовательных и просветительских организаций и проектов.
Число вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», значительно выросло в последнее десятилетие.
Григорий Куксин, тем не менее, говорит о проблемах с современными учебными материалами: «Учебники для общеобразовательных школ очень устаревшие. Многие содержат фактические ошибки. Дополнительное образование и внеурочная работа учителей не обеспечены реально работающими и тиражированными по стране методиками. Учителя ищут и выбирают на свое усмотрение. Но реальный выбор качественных, методически удачных и подходящих под требования стандартов материалов невелик».
В свою очередь Сергей Лебедянцев, руководитель Самарского областного педагогического эксперимента «Экологизация учебных предметов», отмечает, что «одной из причин неудовлетворительного состояния окружающей среды и экологического кризиса в целом традиционно считается низкий уровень экологического образования. Однако мы видим проблему в другом – низком уровне экологической культуры. Для достижения существенных результатов необходима постоянная систематическая, разносторонняя деятельность, направленная на формирование экологического сознания и экологической культуры».
Однако, несмотря на то, что в настоящее время в России не существует единой системы экологического просвещения населения, большой вклад в формирование экологической культуры и экологического просвещения вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.
Основные тенденции последних лет
В последнее десятилетие наиболее активно проявляют себя некоммерческие организации и отдельные представители гражданского общества. Многие НКО предлагают свои материалы для педагогов для проведения дополнительных занятий в школе на экологические темы. Это дает возможность педагогу объяснить детям насущные экологические проблемы, возможные пути их решения и получить дополнительные бонусы при реализации программ дополнительного образования в учебном заведении. При этом такую деятельность педагогов практически невозможно учитывать на уровне страны, поэтому официальных данных статистики по данным активностям не существует.
Также НКО занимаются формированием различных доступных в сети Интернет и на открытых мероприятиях презентаций и материалов, соответствующих современным экологическим тенденциям как в мире, так и в России. Можно сказать, что данные организации создают «моду на экологию», ведь экологический аспект становится неотъемлемым элементом высокого качества жизни.
За счет образовательных и просветительских проектов население получает информацию о том, как важно сделать обоснованный выбор в пользу экологической продукции, рационально использовать природные ресурсы и ответственно подходить к отдыху на природе, к вопросам переработки отходов, экономии воды и электроэнергии. Деятельность таких организаций сопровождается локальными акциями по посадке деревьев, очистке водоемов, сбору мусора в прилегающих к городам лесах и т. п. Тем не менее, как отмечают организаторы подобных мероприятий, до сих пор не удается привлечь большое количество людей, все-таки для массового продвижения идей экологии необходима активная государственная позиция по данному вопросу.
Многие неформальные организации и проекты реализуются в России людьми, не достигшими 35 лет, то есть, по международным стандартам, – молодежью. Именно это поколение прошло через систему образования 1990-х годов, когда экология преподавалась как обязательный предмет, когда центры дополнительного экологического образования были наиболее активны и получали поддержку на государственном уровне. Это действительно помогало формировать поколение людей с экологическим сознанием – людей, которые сегодня активно продвигают вопросы необходимости охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов.
Нужно отметить, что в течение Года экологии во всех субъектах Российской Федерации было проведено множество просветительских и образовательных мероприятий, как в стенах учебных заведений, так и для широкой общественности. На многочисленных конференциях, которые регулярно проходят в разных городах России, говорилось о важности экологического образования в стране, однако это так и не нашло поддержки на высоком уровне.
Так, на недавно прошедшей II Международной выставке-форуме «Экотех–2017» состоялся круглый стол, посвященный вопросам экологического образования и просвещения в России, на котором еще раз была подчеркнута необходимость включения экологической тематики во все учебные программы. Также рассматривалась потребность современных предприятий в специалистах-экологах, способных принимать грамотные проектные решения. Александр Брычкин, генеральный директор корпорации «Российский учебник», считает, что нужны не только знания, но и навыки того, как нужно вести себя и успешно действовать в повседневной жизни, понимая при этом, что люди в обществе связаны друг с другом и с природными системами и что они могут сделать эту связь устойчивой.
Тем не менее исследователи развития экологического образования в России отмечают три основные тенденции последних лет (см.: Рыбальский Н. Г. и др., «Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы», журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2016):
– противоречие между интересом к образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;
– сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования;
– продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию».
Для последнего пункта необходимо отметить, что часто экологическое просвещение осуществляется непрофессионалами, что ведет к формированию ложного, научно не обоснованного экологического мышления. И в этом вопросе стоит учитывать отсутствие профессиональной подготовки у тех, кто транслирует экологические идеи в массы. Эту мысль подтверждает и руководитель движения ЭКА Татьяна Честина: «Хотя важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе «Об охране окружающей среды» и Основах госполитики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, мы не видим, что ему на практике действительно уделяется значимое внимание. Нет какой-то серьезной подготовки педагогов, которые бы затем были готовы передавать ученикам не только комплексные системные знания о современных экологических проблемах глобального и локального уровня и путях их решения, но и обучать тому, как школьники или студенты могут на практике применять полученные знания. Сегодня уровень развития экологического образования, на мой взгляд, сильно отстает от уровня серьезности экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся как общество».
При этом, если обратить внимание на международные процессы и вспомнить об идеях образования в интересах устойчивого развития, которые уже утвердились в Европе (разработаны многочисленные методические материалы, проводится множество образовательных семинаров и программ как для учащихся, так и для педагогов), то можно отметить, что фокусировка лишь на экологическом аспекте может вызвать отставание России от международных стандартов образования.

На уровне формального образования отсутствие системного подхода, критического мышления и формирования навыков в принятии рациональных решений, которые основываются не только на аспектах охраны окружающей среды, но и включают социальные и экономические проблемы, может привести к тому, что граждане нашей страны не будут обладать теми навыками и компетенциями, которые требуются для конкурентоспособности на международном рынке труда. В дальнейшем это будет отражаться и на работе всех отраслей экономики страны, так как в развитых странах все больше и больше внедряются принципы устойчивого развития на всех уровнях профессиональной и общественной деятельности. Отсутствие элементов образования в интересах устойчивого развития в формальном образовании приведет и к отставанию российских компаний от мировых, и им придется прибегать к обу­чению своих сотрудников за рубежом для ликвидации пробелов в знаниях. Отсутствие просвещения в области устойчивого развития на неформальном уровне также имеет негативные последствия, поскольку население нашей страны не будет осведомлено о взаимосвязи всех процессов, не сможет осознать свое непосредственное влияние на мир, в котором мы живем.


Олимпиада по экологии 2016 г


Олимпиада по экологии 2015 г
Олимпиада по экологии школьный этап 7-8 класс

Часть 1.  Из представленных ниже утверждений выберите правильные и неправильные (в бланк ответов поставьте знак «+» напротив  «да» или «нет»)
1.                  В нашей стране принят документ «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года».
2.                  Самое высокое дерево планеты - ливанский кедр.
3.                  В наиболее богатых видами биоценозах практически все виды малочисленны.
4.                  Купальница европейская (Италмас) включена в Красную книгу Удмуртии. 
5.                  Между живыми организмами в биоценозе существуют не только трофические, но и топические связи.
6.                  Реакцию организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называют фотопериодизмом.
7.                  Наиболее широко зимняя спячка распространена среди полярных животных.
8.                  Самое большое загрязнение воздуха происходит из-за выхлопов автотранспорта.
9.                  Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов соболя и выхухоли.
10.              Уровень шумового загрязнения  измеряется в децибелах.

Часть 2. Тестовые задания с одним правильным ответом из четырех

1. На каком материке отсутствуют дикие представители семейства кошачьих?
а) Африка;    б) Австралия;     в) Южная Америка;      г) Северная Америка
2. Искусственные живые сообщества, созданные с целью повышения их продуктивности, – это…
 а) агроценозы;      б) тропические леса;      в) северные хвойные леса;         г) урбоценозы.



3. Фитоценоз – это совокупность разных видов…, населяющих определенную территорию:
А) животных;          Б) грибов;                    В) бактерий;              Г) растений.


  


4. Плотоядные животные – это:


а) продуценты;         б) консументы 1-го порядка;        в) редуценты;          г) консументы 2-го порядка;



5. Выберите из перечисленных организмов те, которые участвуют в формировании торфа и угля:            а) рыбы;            б) фораминиферы;           в) моллюски;           г) растения.

6.  Кольцевание птиц применяется для изучения:


а) способов гнездования;  б) рациона питания;  в) путей миграции; г) интенсивности обмена веществ.





7.  Кислые почвы характерны для экосистемы:
а) дубравы;         б) ельника;            в) пойменного луга;       г) высокогорного пастбища.






8. В каких особо охраняемых природных территориях,  расположенных в пределах России, обязательно выделяют зоны полного невмешательства:


а) национальные парки;         б) заказники;          в) заповедники;          г) памятники природы.  




9. Наличие болезнетворных бактерий в питьевой воде относится к загрязнению:
а) биологическому;      б) химическому;      в) физическому;       г) механическому



10. Отношения между щукой и окунем – это пример:
а) конкуренции;            б) мутуализма;              в) хищничества;              г) паразитизма.  
11. Искусственное (случайное или целенаправленное) переселение вида в новую экосистему называют:  а) инвазией;       б) интродукцией;       в) интервенцией;          г) реакклиматизацией.
12. Агротехнические мероприятия включают в себя всё перечисленное, кроме:


а)  восстановление плодородного слоя земли;      в)  разбивка газонов и клумб;
б) санитарная рубка засохших деревьев;               г) создание дендрологического проекта.



13. Хозяйственная деятельность человека, влияющая на организмы и среду их обитания – это:         а) антропогенные факторы среды;                          в) абиотические факторы среды;
б) биотические факторы среды;                              г) техногенные факторы среды. 



14. Как называются наземные растения, обитающие в местах с избыточной увлажненностью почвы?        а) гигрофиты;    б) гидрофиты;     в) мезофиты;     г) ксерофиты. 

15. Совокупность популяций разных видов, совместно обитающих на определенной территории – это…?       а) экосистема;     б) биогеоценоз;      в) биоценоз;        г) фитоценоз. 

16. Самая высокая трава в мире:   а) банан;       б) бамбук;         в) лиана;       г) чинара.

17. Из перечисленных видов растений наиболее устойчив к вытаптыванию:


а) мать-и- мачеха;    б) одуванчик лекарственный;   в) подорожник большой;   г) клевер луговой.





18. В каком районе Удмуртии расположен заказник Северный?
а) Увинском;         б) Глазовский;              в) Кезский;              г) Кизнерский



19. Особое состояние организма, возникающее при резком ухудшении условий среды, при котором метаболические процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни (дыхание, сердечно-сосудистая деятельность, рост и др.), называется
а) диапауза;            б) спячка;              в) оцепенение;               г) анабиоз
   
20. Какой вид пыли является наиболее опасным для здоровья человека?
а) цементная;      б) стирального порошка;     в) асбестовая;           г) песчаная.

Часть 3. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных и его обоснуйте

1. Среди рыб наибольшей плодовитостью отличаются те, у которых икра:


а)имеет крупные размеры; б)охраняется самцом; в)плавает в толще воды; г)закапывается в песок.



2. Известно, что европейские кукушки подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Чем это обусловлено?
а) отсутствием инстинкта заботы о потомстве;   в) питанием кормом, непригодным для птенцов;
б) отсутствием материала для гнездостроения;    г) неустойчивой  весенней температурой.

3. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:


а) заметны насекомым-опылителям;
б) заметны людям;
в) заметны травоядным животным;
г) растут на кислой почве. 



Часть 4. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных, обоснуйте его правильность и неправильность других вариантов.

1. Примером конкуренции являются отношения между…


а) волком и зайцем;      б) волком и лисой;       в) зайцем и капустой;        г) лисой и лосем.




Олимпиада по экологии школьный этап 9 класс

Часть 1. .  Из представленных ниже утверждений выберите правильные и неправильные (в бланк ответов поставьте знак «+» напротив  «да» или «нет»)

1.                  Популяции, особи которых быстро достигают половой зрелости, восстанавливают численность быстрее, чем популяции видов с более длительным периодом созревания.
2.                  Два вида, обитающие на одной территории, могут иметь одинаковую экологическую нишу.
3.                  В Российской Федерации документ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» не принят на государственном уровне. 
4.                  Свойства атмосферы остаются относительно постоянными на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов.
5.                  Листья суккулентов – растений засушливых местообитаний – характеризуются частым рассечением, отсутствием механической ткани.
6.                  У степных и пустынных растений часто можно видеть эфемерные корни.
7.                  Длиннодневные растения особенно чувствительны к фотопериоду
8.                  Морфологический тип приспособления животного или растения к основным факторам местообитания и определенному образу жизни называют жизненной формой организма.
9.                  Сообщества основаны на количественной регуляции численности одних видов другими.
10.              В любой системе надорганизменного уровня организации жизни  части сообщества не заменяемы, т.е. один вид (или комплекс видов) не может занять место другого со сходными экологическими требованиями без ущерба для всей системы.
Часть 2. Тестовые задания с одним правильным ответом из четырех

1. Анемохория представляет собой:


а) абиотический фактор;
б) биотический фактор;
в) антропогенный фактор;
г) совокупность факторов.



 2.  В 1987 г. немецкий зоолог К. Мебиус, изучая устричные банки, пришел к выводу, что каждая из них представляет собой сообщество живых существ, все члены которого находятся в тесной взаимосвязи. Данное наблюдение послужило основанием для формулировки К. Мебиусом термина:
а) популяция.      б) биогеоценоз;           в) экосистема;            г) биоценоз;

 3. Пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов, называется:
а) биотопом;             б) биоценозом;          в) биогеоценозом;         г) экосистемой.

 4. Биогеоценозы, формирующиеся в районах, где за год выпадает менее 250 мм осадков, – это:    а) таежные леса         б) эстуарии;             в) тропические леса.              г) пустыни.

 5. Термин «экосистема» был предложен в 1935 г.:
а) А. Тенсли;         б) В. Н. Сукачевым;           в) В. И. Вернадским;            г) Н. Н. Моисеевым.

 6. Консументов второго порядка можно назвать также:
а) травоядными;            б) фитофагами;             в) плотоядными;            г) суперхищниками.

 7. Разлагают органические соединения до неорганических:
а) продуценты;            б) консументы;                   в) редуценты;                  г) экскременты.

 8. Широко известное самоизреживание елей – это яркий пример:


а) паразитизма;
б) межвидовой конкуренции;
в) внутривидовой конкуренции;
г) антропогенного влияния.


9. Пестициды – это:
а) вид минеральных удобрений;                                       в) вещества, обеззараживающие воду;
б) химические препараты  против вредителей;               г) боевые отравляющие вещества.

10.  Экологически маловыносливые, слабо адаптирующиеся виды называются стенобионтами от греческого «стенос», что означает:
а) узкий;             б) широкий;            в) низкий;            г) высокий.

 11. В каком районе Удмуртии расположен Кулигинский бобровый заказник?
а) Увинском;              б) Глазовском;              в) Кезском;               г) Кизнерском
 12. Какой из видов рыб включен в Красную книгу Удмуртии?
а) сом;              б) горчак;                     в) язь;                    г) налим
 13. Термин «популяция» происходит от греческого «популюс», что означает:
а) жизнь;              б) образ, вид;           в) вместе;           г) народ, население;        

 14. Значение экологического фактора, наиболее благоприятное для жизнедеятельности организма, называется:
а) оптимумом;         б) пессимумом;            в) экстремумом;        г) максимумом.

 15. Речка Карашурка является памятником природы Удмуртии как…
а) нерестилище ручьевой форели; 
б) источник йодосодержащих лечебных грязей;
в) последнее местообитание бурого рака;
г) единственное место произрастания кувшинки четырехгранной




16.  Картофель и капуста приспособлены к продолжительному освещению в течение суток. При коротком световом дне они не цветут и не плодоносят, потому что эти растения произошли в условиях:


а) арктических широт;  б) умеренных широт;   в) тропических широт;  г)экваториальных широт.



17.  Периоды размножения, сроки миграции, линьки у животных в природе определяются в первую очередь:


а) календарными датами;
б) продолжительностью солнечных суток;
в) деятельностью человека;
г) длиной светового дня.



 18.  Памятником природы, включенным в систему ООПТ Удмуртской Республики, не является:


а) Гора Байгурезь;
б) городище Иднакар;
в) источник Макаровский;
г) Кемульское болото.



 19.  К факторам, зависящим от плотности популяции, относится:
а) температура;           б) влажность;       в) конкуренция;         г) атмосферное давление.

 20. Нередко встречающееся геометрически правильное распределение пустынных растений на значительном расстоянии друг от друга вызвано конкуренцией:


а) за влагу;     б) за солнечный свет;      в) за субстрат для укоренения;       г) за тепло.



Часть 3. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных и его обоснуйте.

1. У многих обитателейморской литорали ярко выражены биологические ритмы продолжительностью 12-13 часов, которые вызваны периодичностью:


а) муссонов;   б) приливов и отливов;     в) солнечных суток;    г) вращения Луны вокруг Земли.

2. Гипотетически при отсутствии ограничивающих факторов, быстрее всего покрыло бы земную поверхность ровным слоем при беспрерывном размножении потомство пары:
а) слонов;         б) одуванчиков;          в) капустных белянок;         г) бактерий.

Часть 4. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных, обоснуйте его правильность и неправильность других вариантов.

1.      Рыбы, кальмары, ластоногие, киты относятся к группе:
а) нектон;          б) бентос;                в) фитопланктон;                г) зоопланктон.

2.      Семена многих осок заключены в своеобразные мешочки с воздухом, что является приспособлением к распространению с помощью:
а) ветра;          б) воды;            в) зверей;              г) птиц.


МАТРИЦА ответОВ
на задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по экологии
 2015-16 учебный год      7-8 классы [мах. 48 баллов]
ЧАСТЬ 1. [10 баллов]
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Правильно "ДА"
+

+

+


+

+
Неправил. "НЕТ"

+

+

+
+

+

ЧАСТЬ II. [20 баллов]

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1-10
б
а
г
г
г
в
б
в
а
а
11-20
б
г
а
а
в
б
в
б
г
в
ЧАСТЬ III. [9 баллов]
Задание 1. (Всего 3 балла: 1 балл за правильно выбранный ответ и 2 балла за объяснение) Правильный ответ «В».  Если икра свободно плавает в толще воды, значит, родители её не защищают. Т.К. икра находится в свободном доступе, она в большом количестве поедается другими животными. Остается небольшая часть икры, которая и покрывает естественную убыль взрослого населения популяции.  Таким способом сохранения численности вида пользуются r-стратеги, для них характерна высокая плодовитость.
  Задание 2. (Всего 3 балла: 1 балл за правильно выбранный ответ и 2 балла за объяснение) Правильный ответ «В». Кукушка откладывает яйца в чужие гнезда не потому, что она плохая мать, наоборот, это своеобразный способ заботы о потомстве. Кукушки насекомоядные птицы, но специализируются на поедании ядовитых насекомых и их гусениц, которых другие птицы не едят. Выкармливать таким ядовитым кормом птенцов нельзя. Выполняя важную экологическую функцию по защите леса от ядовитых насекомых, они доверили воспитание своих птенцов другим птицам.
Задание 3. (Всего 3 балла: 1 балл за правильно выбранный ответ и 2 балла за объяснение)  Правильный  ответ «А». В темном, например, еловом лесу очень мало солнечного света доходит до поверхности почвы, где растут цветковые растения. На темном фоне почвы и стволов деревьев наиболее контрастными выглядят белые цветы. Такая окраска необходима, прежде всего, самому растению, чтобы его цветы заметили насекомые-опылители.
ЧАСТЬ IV. [ 9 баллов]
Задание 1. (Всего 9 баллов: 1 балл за правильно выбранный ответ и по 2 балла за каждое объяснение)  
Ответ «А» неправильный, потому что отношения между волком и зайцем – это отношения хищника и жертвы.
Ответ «Б» правильный,  волк и лиса хищники. Они имеют сходное местообитание, сходный образ жизни и физиологические потребности, особенно потребности в питании. Они используют практически одни пищевые ресурсы, поэтому они являются конкурентами.
Ответ «В» неправильный. Отношения между зайцем и капустой – это прямое истребление одного из пищевых ресурсов.
Ответ «Г» неправильный. Отношения между лисой и медведем в лесу скорее нейтральные, чем конкурентные.
МАТРИЦА ответОВ
на задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по экологии
 2015-16 учебный год      9 классы [мах. 54 балла]
ЧАСТЬ 1. [10 баллов]
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Правильно "ДА"
+


+

+

+
+

Неправил. "НЕТ"

+
+

+

+


+
ЧАСТЬ II. [20 баллов]

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1-10
а
г
а
г
а
в
в
в
б
а
11-20
в
б
г
а
а
б
г
б
в
а
ЧАСТЬ III. [6 баллов]
Задание 1. (Всего 3 балла: 1 балл за правильно выбранный ответ и 2 балла за объяснение) Правильный ответ «б». Интервал в 12 – 13 часов – это примерно половина земных суток, следовательно, природное явление должно происходить ежедневно: либо утром и вечером, либо днем и ночью. Из предложенных природных явлений таким свойством обладают только приливы и отливы.
Задание 2. (Всего 3 балла: 1 балл за правильно выбранный ответ и 2 балла за объяснение) Правильный ответ «Г». В любом живом организме (от слонов до бактерий) заложена возможность размножаться беспредельно в геометрической прогрессии. При отсутствии ограничивающих факторов преимущество получает тот, кто размножается быстрее. Максимальная скорость размножения из предложенного списка живых организмов наблюдается у бактерий (интервал между делениями примерно 20 минут).
ЧАСТЬ IV. [ 18 баллов]
Задание 1. (Всего 9 баллов: 1 балл за правильно выбранный ответ и по 2 балла за каждое объяснение)  
Ответ «А» правильный. Нектон – это группа живых организмов свободно плавающих в толще воды и  имеющих для этого специальные приспособления, например, обтекаемую форму тела Всё это наблюдается у перечисленных животных.
Ответ «Б» неправильный. Бентос  - это группа живых организмов, ведущих придонный образ жизни. Сюда могут относится некоторые рыбы, но китов и ластоногих бентосом назвать нельзя.
Ответ «В» неправильный. Фитопланктон – это группа микроскопических водорослей, парящих в верхнем слое воды.
Ответ «Г» неправильный. Зоопланктон – это группа микроскопических животных, например ракообразных, парящих в верхнем слое воды. Размеры перечисленных животных не являются микроскопическими.
Задание 2. (Всего 9 баллов: 1 балл за правильно выбранный ответ и по 2 балла за каждое объяснение)  
Ответ «А» неправильный. Для распространения с помощью ветра у семян имеются приспособления в виде различных летучек и парусов.
Ответ «Б» правильный. Для распространения с помощью воды у семян должны быть приспособления в виде поплавков, препятствующие утоплению. Мешочки с воздухом способны удержать семя наплаву.
Ответ «В» неправильный. Обычно для распространения животными семена снабжены присосками и крючочками, необходимыми для зацепления за шерсть
Ответ «Г» неправильный. Для распространения с помощью птиц семена обычно имеют сочный околоплодник, привлекающий птиц как пищевой ресурс.


 МАТРИЦА ответОВ
на задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по экологии
 2015-16 учебный год   10-11 классы [мах. 54 балла]
ЧАСТЬ 1. [10 баллов]
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Правильно "ДА"

+
+
+


+


+
Неправил. "НЕТ"
+



+
+

+
+

ЧАСТЬ II. [20 баллов]

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1-10
в
а
в
г
г
б
г
в
б
а
11-20
в
а
г
б
б
б
а
б
г
а
21-25
в
г
г
в
а

ЧАСТЬ III. [6 баллов]
Задание 1. (Всего 3 балла: 1 балл за правильно выбранный ответ и 2 балла за объяснение) Правильный ответ «Г». Дефолиант – препарат, уничтожающий листья у деревьев. Применялся для уничтожения противника, скрывающегося в лесу и применяющего тактику партизанской войны.
Задание 2. (Всего 3 балла: 1 балл за правильно выбранный ответ и 2 балла за объяснение) Правильный ответ «Б». Один абиотический фактор – это температура; первый биотический фактор – это наличие поедаемых растений, второй биотический фактор – это конкуренция сородичей за пищу.
ЧАСТЬ IV. [18 баллов]
Задание 1. (Всего 9 баллов: 1 балл за правильно выбранный ответ и по 2 балла за каждое объяснение)  
Ответ «А» неправильный. Новый лидер не влияет на численность популяции.
Ответ «Б» правильный. Зачастую самые опасные паразиты — те, которые перешли к новому виду хозяев и не имеют приспособлений для сохранения его жизни. Такие паразиты еще не успели в достаточной степени отточить приспособления, позволяющие эксплуатировать хозяина и сохранять его численность.
Так, самые опасные эпидемии человека вызываются чумой (бактерией, паразитирующей на грызунах), гриппом (вирусом, паразитирующем на птицах), ВИЧ (вирусом, пришедшим к человеку от других приматов) и многими другими «пришлыми» паразитами.
Ответ «В» неправильный. Хищнику «невыгодно» полное уничтожение жертвы, и, как правило, этого и не случается. Новый хищник сначала вступает в конкурентные отношения со старыми хищниками, только потом оказывает влияние на численность жертвы.
Ответ «Г» неправильный. Новый партнер – это потенциальная возможность  повысить эффективность размножения, что приведет к увеличению численности популяции.
Задание 2. (Всего 9 баллов: 1 балл за правильно выбранный ответ и по 2 балла за каждое объяснение)  
Ответ «А»  правильный. Форические связи — участие одного вида в распространении другого. Характерной особенностью является отсутствие паразитизма. Примером может служить распространение животными семян растений.
Ответ «Б»  неправильный. Фабрические связи тип биопенотических отношений, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки или даже живых особей другого вида. Например, птицы строят гнезда из сухих веточек, травы, шерсти млекопитающих и т.п.
Ответ «В» неправильный. Трофические отношения возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо его мертвыми остатками, либо продуктами его жизнедеятельности). Божья коровка, питающаяся тлей, корова на лугу, поедающая траву. Либо конкурируют между собой за одни и те же пищевые ресурсы.
Ответ «Г» неправильный. Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого: например, отношения между деревьями и гнездящимися на них птицами, живущими на них насекомыми; отношения между организмами и их паразитами и т.п.

  





Общее количество набранных баллов ___________________________________________

О хемосинтезе

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d9-1000-4ddd-21d0-500046bc432f/147.swf



Задание для внимательных и знающих правила поведения в природе.
Найти ошибки, которые допустили юные туристы.

Письмо ученика
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы– белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Все равно микробы их разрушат”. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой -то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!



Вот и закончились олимпиады. Благодарим участников: 3 место в городском этапе -Шайхутдинов Тимур среди 11 классов.





Школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии 
 2012-2013 учебный год
смотри здесь

                                                        Ответы здесь

Школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии 
 2011-2012 учебный год
         

                                                 смотреть здесь         


ответы     здесь


Презентации учащихся.

Презентация "Загрязнение воды".

Презентация " Проблема кислотных осадков".
Презентация "Экология быта".
Презентация "Современные проблемы утилизации пластмассового мусора
Презентация  "Мусор - тоже ресурс"
Презентация "Влияние музыки на здоровье человека"  тезисы

Практикум (лабораторные работы) 
№1 Изучение приспособленности животных к своей среде обитания здесь
№2 Определение жизненных форм птиц и млекопитающих  здесь
№3 Изучение динамики численности популяции животных здесь
№4 Изучение особо охраняемых территорий региона  здесь
№5 Составление цепей питания и построение экологических пирамид здесь
№6 Изучение зеленых зон города здесь
Карта Удмуртии здесь.

Пример использования кирпичной 
крошки в ландшафтном дизайне.


Примерные вопросы тестов по экологии с ответами - здесь
-------------------------------------
Олимпиада по экологии 
( Муниципальный этап)
8 класс - здесь
9 класс - здесь
10 класс - здесь
11 класс - здесь
-----------------------------------









"Ижевск - цветущий город" ( МБОУ  СОШ №71)

Руководит всем "цветочным" хозяйством  человек с большим опытом, знающий свое дело
Сакерина Нелли Геннадьевна.






Конференция, посвященная Дню птиц"Птицы Удмуртии"



Учащиеся 5 класса написали письмо Зеленому другу.


















                              

                              Учащиеся 10 класса разработали Памятки-буклеты.






"Экослоганы" .
Учащиеся 5-11 классов попробовали сочинять  рекламу на тему 
"Экология. Жизнь.Безопасность".



                                      "Город моего детства" - макеты учащихся




Акция "Чистый город" Сбор макулатуры. В мае 2012 г. учащиеся школы собрали 3 т. бумаги.
Молодцы!  1 место по школе заняли ребята из 4 б класса.

Так выглядела бумага массой 3 т.