ОЛИМПИАДА ПО ХИМИИ

2014г.
РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2014 ГОД
8 КЛАСС
(всего 40,5 балла)
ЗАДАНИЕ №1
Бирюза – гидратированный ортофосфат-гидроксид меди и алюминия состава CuAl6(OH)8(PO4)4 · 5H2O – издавна считалась камнем победы и счастья.
А) Определите количества (моль) меди, алюминия, фосфора, кислорода и водорода в 0,01 моль бирюзы.
Б) Рассчитайте число атомов меди, алюминия, фосфора, кислорода и водорода в 0,01 моль бирюзы.
В) Какова массовая доля меди, алюминия, фосфора, кислорода и водорода в данном соединении?
РЕШЕНИЕ: n(Cu) = 1 · 0,01моль = 0,01моль;
n(Al) = 6 · 0,01 моль = 0,06 моль;
n(P) = 4 · 0,01 моль = 0,04 моль;
n(O) = 29 · 0,01 моль = 0,29 моль;
n(H) = 18 · 0,01 моль =0,18 моль.
Число атомов считаем по формуле:
N = NA · n,  где NA = 6,02 · 1023(моль-1).
N(Cu) = 6,02 · 1023моль-1 · 0,01 моль = 6,02 · 1021;
N(Al) =  6,02 · 1023моль-1 · 0,06 моль = 3,61 · 1022;

N(P) =  6,02 · 1023(моль-1) · 0,04 моль = 2,41 · 1022;
N(O) =  6,02 · 1023(моль-1) · 0,29 моль = 1,75 · 1023;
N(H) =  6,02 · 1023(моль-1) · 0,18 моль = 1,08 · 1023.
М(CuAl6(OH)8(PO4)4 · 5H2O) = 832 г/моль.
w(Cu) = 64 : 832 = 0,0769 или 7,69%;
w(Al) = 162 : 832 = 0,1947 или 19,47%;
w(Р) = 124 : 832 = 0,1490 или 14,90%;
w(О) =  464 : 832 = 0,5577 или 55,77%;
w(Н) = 18 : 832 = 0,0216 или  2,16%.
За каждое выполненное верно расчетное действие (независимо от способа решения) – 0,5 балла, итого – 7,5 баллов.

ЗАДАНИЕ №2
Укажите химические формулы газов: азот, хлороводород, водород, аммиак, хлор, угарный газ, сероводород, углекислый газ. Какие из этих газов являются простыми веществами, оксидами, имеют окраску, характерный запах, ядовиты? Ответ оформите в виде таблицы, используя знаки «+» и «-».
РЕШЕНИЕ:

Показатель
Газы
азот
хлорово-
дород
водород
аммиак
хлор
угарный
газ
серово-дород
углекис-лый газ
Химическая
формула
N2
HCl
H2
NH3
Cl2
CO
H2S
CO2

N(O) =  6,02 · 1023(моль-1) · 0,29 моль = 1,75 · 1023;
N(H) =  6,02 · 1023(моль-1) · 0,18 моль = 1,08 · 1023.
М(CuAl6(OH)8(PO4)4 · 5H2O) = 832 г/моль.
w(Cu) = 64 : 832 = 0,0769 или 7,69%;
w(Al) = 162 : 832 = 0,1947 или 19,47%;
w(Р) = 124 : 832 = 0,1490 или 14,90%;
w(О) =  464 : 832 = 0,5577 или 55,77%;
w(Н) = 18 : 832 = 0,0216 или  2,16%.
За каждое выполненное верно расчетное действие (независимо от способа решения) – 0,5 балла, итого – 7,5 баллов.

ЗАДАНИЕ №2
Укажите химические формулы газов: азот, хлороводород, водород, аммиак, хлор, угарный газ, сероводород, углекислый газ. Какие из этих газов являются простыми веществами, оксидами, имеют окраску, характерный запах, ядовиты? Ответ оформите в виде таблицы, используя знаки «+» и «-».
РЕШЕНИЕ:
Показатель
Газы
азот
хлорово-
дород
водород
аммиак
хлор
угарный
газ
серово-дород
углекис-лый газ
Химическая
формула
N2
HCl
H2
NH3
Cl2
CO
H2S
CO2
Простое
вещество
+
-
+
-
+
-
-
-
Оксид
-
-
-
-
-
+
-
+
Окраска
-
-
-
-
светло-
зелен.
-
-
-
Характерный запах
-
+
-
+
+
-
+
-
Ядовит
-
+
-
+
+
+
+
-
Каждая формула – 0,5 балла (итого – 4 балла).
Все остальные верно указанные данные– 0,1 балл (итого – 4 балла).
Итого – 8 баллов.

ЗАДАНИЕ №3
Вам выдана смесь следующих веществ: железо, сажа, медь, мел, поваренная соль.
А) Предложите план разделения этих веществ,  используя воду и соляную кислоту.
Б) Какое лабораторное оборудование потребуется для разделения этой смеси?
В) Напишите уравнения реакций, которые будут использованы при разделении.
Г) Рассчитайте массу мела в смеси по объему выделившегося газа в 5,6 л.
РЕШЕНИЕ:
А: 1)Железо отделяем магнитом.(1 балл)
2) Оставшуюся смесь поместим в воду – поваренная соль растворится. (0,5 балла)

3) Сажа будет на поверхности раствора. Раствор профильтруем. Сажа останется на фильтре (1 балл).
4) Фильтрат выпарим, это будет NaCl (0,5 балла).
5) Медь и мел обработаем соляной кислотой. Мел (СаСО3) растворится, а медь останется (1 балл).
Б: Для разделения потребовалось следующее оборудование: магнит, прибор для фильтрования (штатив с кольцом, воронка, фильтр, стеклянная палочка, сборник фильтрата (стаканчик)),фарфоровая чашка для выпаривания, нагревательный элемент (спиртовка или электроплитка), химический стакан для растворения (Полное и адекватное предложенной схеме разделения оборудование – 1 балл, неполное указание (даже при отсутствии одного значимого элемента – 0,5 балла)).
В: СаСО3+ 2НСl = CaCl2+ H2O + CO2 (3 балла)
Г: Найдем количество вещества газа СО2:
n(CO2) = 5,6 л : 22,4 моль/л = 0,25 моль;
n(CаСO3) = n(CO2) = 0,25 моль;
m(СаСО3) = 0,25 моль · 100 г/моль = 25 г.(Каждый из элементов – 1 балл, итого – 3 балла).
Итого – 11 баллов.

ЗАДАНИЕ №4
Ранней весной ранним утром, когда температура окружающего воздуха была равна 0°С, а давление 760 мм. рт. ст., три товарища увидели пустую бутылку на газоне. «Она пуста», - сказал один из них. «Нет, она полна до краев, и я знаю формулу вещества, которым она наполнена», - сказал другой. «Оба вы неправы», - сказал третий товарищ, и для убедительности провел расчетколичества вещества и числа частиц, содержащихся в бутылке. Повторите доводы и вычисления третьего из товарищей. Рассчитайте молярную массу смеси газов, находящейся в бутылке.
РЕШЕНИЕ:
В бутылке находится воздух, поэтому ее нельзя считать пустой. Поскольку воздух – это смесь газов, то нельзя говорить об одном веществе, из которого состоит воздух. Температура воздуха 0°С (273 К) и давление 760 мм. рт. ст. соответствует нормальным условиям. При этих условиях в соответствии с законом Авогадро объемом 0,7 (0,5 и т.д.) может занимать газ количеством вещества, равным
       0,7
п =            = 0,03125 моль
       22,4
В этом количестве вещества (воздуха) содержится число частиц (различных молекул – в основном азота и кислорода), равное
N= п NА = 0,03125 (6,02 . 1023)=0,188 . 1023частиц
Молярную массу воздуха можно рассчитать, зная состав воздуха. Принято считать, что воздух состоит из азота (78% объема), кислорода (21% объема). Поскольку объемные и мольные доли совпадают, то молярную массу воздуха можно рассчитать по формуле
М (воздуха) = xN2 . M(N2) + xO2 . M(O2)= 0,78 . 28 + 0,21 . 32 = 28,56 г/моль
Среднюю молекулярную массу воздуха принимают равной 29 г/моль
Воздух – смесь газов (1 балл),
Знание нормальных условий (1 балл),
 Самостоятельное принятие решения (допуск  объема бутылки) (1 балл),
Расчет числа моль, исходя из объема (1 балл),
Расчет числа частиц (1 балл),
Расчет молярной массы воздуха (3 балла).
Итого – 8 баллов.

ЗАДАНИЕ №5

Выведите формулу известного с давних времен противоядия, если 3 моль его весят 474 г., и из них 6 моль атомов Na,  3,612* 1024 атомов S, остальное приходится на кислород. Дайте название этого вещества.
Решение.
1.                  Из условия задачи можно рассчитать молярную массу данного вещества :
М=m/n; M(вещества)=474 г/3 моль=158 г/моль (1 балл)
2.                  Рассчитаем число молей атомов Na из пропорции :
На 3 моль вещества  приходится    6 моль атомов Na
На 1 моль вещества – X моль атомов Na
Х =n(Na)=2 моль
Таким образом, индекс в химической формуле вещества при символе Na равен 2 (1 балл)
3.                  Рассчитаем число молей атомов S
n=N/NA;  n(S)=3,612*1024/ 6,02*1023=6 моль атомов S
определяем количество  S в одном моль вещества, составив пропорцию
на 3 моль вещества   приходится 6 моль атомов S
на 1 моль вещества    – Y моль атомов S
Y=n(S)=2 моль атомов (S)
Таким образом, индекс в формуле при символе S равен 2(1 балл)
1.                  Молярная масса кислородного фрагмента формулы равна: 158 г/моль – 110 г/моль=48г/моль (1 балл)
2.                  Масса 1 моль атомов кислорода равна 16 г
Z =n(O)=48/16=3 моль, следовательно формула вещества  - Na2S2O3 (1 балл)
3.                  Na2S2O3-тиосульфат натрия (1 балл  - за название вещества)
Итого – 6 баллов

РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2014 ГОД
9 КЛАСС
(всего – 38,5 балла)

Задание №1
Смесь железа, магнетита и кремнезема массой 10 г реагирует без остатка с 66,4 мл
12,5 %-ной хлороводородной кислотой (плотность 1,00 г/мл), при этом выделилось 0,56 л газа (н.у.). Найдите массы веществ в исходной смеси.
Решение
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2     (1)                                                                                                           - 0,25  баллов
Fe3O4 + 8HCl = FeCl2 + 2FeCl3 + 4 H2O     (2)                                          - 1 балл
SiO2 + HСl ≠                                                                                                - 0,25 баллов
По уравнению реакции n Fe = n Н2 = 0,56/22,4 = 0,025 моль
m Fe = 0,025 . 56 = 1,4 г                                                                               - 0,5 баллов
Количество HСl, вступившей в реакцию равно:
n HСl = V . ρ . ω/ М = 66,4 . 0,125 . 1,00/36,5 =0,227 моль                          - 0,75 баллов
n HСl (1) = 2 n Н2 = 0.025 . 2 = 0,05 моль                                                   - 0,25 баллов
n HСl (2) = 0,227 – 0,05 = 0,177 моль                                                        - 0,25 баллов
n Fe3O4 = 1/8 n HСl (2) =  0,177/8 = 0,0227 моль                                     
m Fe3O4  = 0,22 . 232 = 5,1 г                                                                         - 0,5 баллов
m SiO2 = 10 – 1,4 – 5,1 = 3,5 г                                                                      - 0,25 баллов
Итого: 4 балла

Задание №2
Рассмотрите приведенную схему, отражающую ряд химических превращений.  Какие вещества зашифрованы в схеме буквами AD? Какие вещества и (или) внешние воздействия зашифрованы знаком вопроса? Напишите уравнения реакций и укажите условия их осуществления.
                           ?
                                                      D
                      ?                                ?                                 
                Cl2                         NaOH (р-р)                 ?
Al                  A                      B                     C (р-р)
             ?                                               ?
                                                                                             
Решение
1.      А AlCl3 (безводный), В – Al(ОН)3, С – Na3[Al(OH)6], DAl2O3      -  1 балл
Знаки вопроса:                                                                                          -   1,5 балла

m Fe3O4  = 0,22 . 232 = 5,1 г                                                                         - 0,5 баллов
m SiO2 = 10 – 1,4 – 5,1 = 3,5 г                                                                      - 0,25 баллов
Итого: 4 балла

Задание №2
Рассмотрите приведенную схему, отражающую ряд химических превращений.  Какие вещества зашифрованы в схеме буквами AD? Какие вещества и (или) внешние воздействия зашифрованы знаком вопроса? Напишите уравнения реакций и укажите условия их осуществления.
                           ?
                                                      D
                      ?                                ?                                 
                Cl2                         NaOH (р-р)                 ?
Al                  A                      B                     C (р-р)
             ?                                               ?
                                                                                             
Решение
1.      А AlCl3 (безводный), В – Al(ОН)3, С – Na3[Al(OH)6], DAl2O3      -  1 балл
Знаки вопроса:                                                                                          -   1,5 балла
  
m SiO2 = 10 – 1,4 – 5,1 = 3,5 г                                                                      - 0,25 баллов
Итого: 4 балла

Задание №2
Рассмотрите приведенную схему, отражающую ряд химических превращений.  Какие вещества зашифрованы в схеме буквами AD? Какие вещества и (или) внешние воздействия зашифрованы знаком вопроса? Напишите уравнения реакций и укажите условия их осуществления.
                           ?
                                                      D
                      ?                                ?                                 
                Cl2                         NaOH (р-р)                 ?
Al                  A                      B                     C (р-р)
             ?                                               ?
                                                                                             
Решение
1.      А AlCl3 (безводный), В – Al(ОН)3, С – Na3[Al(OH)6], DAl2O3      -  1 балл
Знаки вопроса:                                                                                          -   1,5 балла

                           CCl4
                                                      D
               NaOH                                   t                                  
                Cl2                         NaOH (р-р)                  NaOH
Al                  A                      B                     C (р-р)
             Na                                              CO2 (HCl)
Уравнения реакций:
2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 (сжигание металлического Al в сухом хлоре)        - 0,25 баллов
AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl (в растворе)                                       - 0,25 баллов
Al(OH)3 + 3NaOH = Na3[Al(OH)6] (в растворе)                                          - 0,25 баллов
Na3[Al(OH)6] + 3CO2 = 3NaHCO3 + Al(OH)3 (ток СО2 через раствор)    - 0,5 баллов
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O (прокаливание)                                                  - 0,25 баллов
Al2O3 + CCl4 = AlCl3 + 3CO2 или Al2O3 + 3CCl4 = 2AlCl3 + 3COCl2 (пары CCl4 над раскаленным Al2O3)                                                                                      - 0,5 баллов 
2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2 (при нагревании)               - 0,5 баллов
AlCl3 + 3Na = Al + 3NaCl (при нагревании)                                               - 0,5 баллов
За каждое условие – по 0,5 баллов
Итого -  9,5 баллов
 Задание №3
А.Л. Лавуазье в своих «Мемуарах о кислотах» (1778) писал: «Хотя еще не удалось ни синтезировать, ни разложить кислоту, которую извлекли из морской соли, нельзя, однако, сомневаться, что она, подобно всем другим, образована соединением подкисляемого основания с кислородом. Мы назвали это неизвестное основание, или радикал, муриевым от латинского слова muria, старинного названия морской соли».
В 1809-1811 гг. Гей-Люссак и Тенар (во Франции) и Дэви (в Англии) исследовали состав муриевой и оксимуриевой кислот:
1)        Оксимуриевую кислоту получали действием муриевой кислоты на на пиролюзит (MnO2);
2)        Металлический натрий загорался в желто-зеленом газе (оксимуриевой кислоте), образуя поваренную соль; та же соль получалась при реакции натрия с газообразной муриевой кислотой, но одновременно выделялся водород;
3)        При пропускании тщательно осушенных газов (муриевой и оксимуриевой кислот)над раскаленным углем нельзя было заметить признаков их разложения;
4)        Фософор загорался в оксимуриевой кислоте, но получалась не фосфорная кислота, а небольшое количество бесцветной жидкости и белые кристаллы;
5)        Муриевую кислоту не удавалось получить, отнимая кислород от оксимуриевой кислоты, но она всегда получалась при реакции последней с водородом или соединениями, содержащими водород.
Определите состав муриевой и оксимуриевой кислот. Напишите уравнения реакций, соответствующих экспериментам 1-5.
Решение Соли, содержащиеся в морской воде, - это преимущественно хлориды    - 0,75 баллов
Таким образом, наиболее вероятно, что муриевая кислота – соляная кислота (или хлороводородная)                                                                                             - 2 балла
Тогда, при взаимодействии с пиролюзитом образуется хлор (оксимуриевая кислота)   - 2 балла
MnO2 + 4HCl = MnCl2 + 2 H2O + Cl2                                                               - 0,5
2Na + Cl2 = 2NaCl                                                                                              - 0,25
2Na + 2HCl = 2NaCl + H2                                                                                  - 0,25
2P +3Cl2 = 2PCl3 (бесцветная жидкость)                                                         - 0,5
2P + 5Cl2 = 2PCl5 (кристаллическое вещество)                                              - 0,5
Cl2 + H2 = 2HCl                                                                                                  - 0,25
Итого -  7 баллов

Задание №4
После проведения реакции в смеси двух газов ее плотность по воздуху увеличилась до 1,310. При пропускании продуктов реакции через раствор гидроксида натрия их объем уменьшается вдвое, а плотность остатка по гелию составляет 8,000. Определите качественный и количественный состав (в объемных %) исходной газовой смеси и состав смеси после реакции. Напишите уравнения происходящих реакций
Решение
Молярная масса остатка составляет 8 . 4 = 32 (г/моль), что может соответствовать
 кислороду – O2.                                                                                              1 балл
Обозначим через х г/моль молярную массу второго газа, этот газ составлял
ровно половину от продуктов реакции.                                                      – 0,25 баллов
Тогда (х+32)/2=1,31. 29, откуда х = 43,98 (г/моль), что может соответствовать газам
 CO2, N2O.                                                                                                         – 2 балла
Раствором щелочи может поглощаться CO2. Тогда в смеси после реакции
могут быть CO2 и O2 – (избыток) (1:1).                                                                   – 1 балл
Такая смесь может образоваться после взаимодействия CO и O2 (в избытке O2): - 1 балл
2CO + O2 = 2 CO2.                                                                                          – 0,25 баллов
Тогда исходная газовая смесь – CO и O2 в соотношении 2:(1+2=3),
или 40% CO и 60 % O2.                                                                                         – 1 балл
Состав смеси после реакции : CO2 (50%), O2 (50%).                                – 0,25 баллов
Реакция поглощения CO2: 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O.                     – 0,25 баллов   
Итого -  7 баллов           

Задание №5
В результате попарного сливания растворов протекали обменные реакции, результаты которых приведены в таблице.

№ раствора
1
2
3
4

Обозначим через х г/моль молярную массу второго газа, этот газ составлял
ровно половину от продуктов реакции.                                                      – 0,25 баллов
Тогда (х+32)/2=1,31. 29, откуда х = 43,98 (г/моль), что может соответствовать газам
 CO2, N2O.                                                                                                         – 2 балла
Раствором щелочи может поглощаться CO2. Тогда в смеси после реакции
могут быть CO2 и O2 – (избыток) (1:1).                                                                   – 1 балл
Такая смесь может образоваться после взаимодействия CO и O2 (в избытке O2): - 1 балл
2CO + O2 = 2 CO2.                                                                                          – 0,25 баллов
Тогда исходная газовая смесь – CO и O2 в соотношении 2:(1+2=3),
или 40% CO и 60 % O2.                                                                                         – 1 балл
Состав смеси после реакции : CO2 (50%), O2 (50%).                                – 0,25 баллов
Реакция поглощения CO2: 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O.                     – 0,25 баллов   
Итого -  7 баллов           

Задание №5
В результате попарного сливания растворов протекали обменные реакции, результаты которых приведены в таблице.

№ раствора
1
2
3
4
1

Осадок серо-коричневого цвета, растворяющийся в избытке аммиака
Осадок белого цвета, растворяющийся в сильных кислотах
Видимых изменений не произошло
2
Осадок серо-коричневого цвета, растворяющийся в избытке аммиака

Светло-желтый осадок, растворяющийся в сильных кислотах
Желтый творожистый осадок, не растворяющийся в сильных кислотах
3
Осадок белого цвета, растворяющийся в сильных кислотах
Светло-желтый осадок, растворяющийся в сильных кислотах

Выделение бесцветного газа
4
Видимых изменений не произошло
Желтый творожистый осадок, не растворяющийся в сильных кислотах
Выделение бесцветного газа


Определите вещества в пробирках, если известно, что одно из этих веществ – сильная кислота, другое – щелочь, два других – соли. Какие вещества выпали в осадок и выделились в виде газа? Составьте уравнения происходящих реакций в каждом случае.
Решение

Вещество 1 – Ва(ОН)2;  вещество 2 – AgNO3, вещество 3 -  Na2CO3,

1

Осадок серо-коричневого цвета, растворяющийся в избытке аммиака
Осадок белого цвета, растворяющийся в сильных кислотах
Видимых изменений не произошло
2
Осадок серо-коричневого цвета, растворяющийся в избытке аммиака

Светло-желтый осадок, растворяющийся в сильных кислотах
Желтый творожистый осадок, не растворяющийся в сильных кислотах
3
Осадок белого цвета, растворяющийся в сильных кислотах
Светло-желтый осадок, растворяющийся в сильных кислотах

Выделение бесцветного газа
4
Видимых изменений не произошло
Желтый творожистый осадок, не растворяющийся в сильных кислотах
Выделение бесцветного газа


Определите вещества в пробирках, если известно, что одно из этих веществ – сильная кислота, другое – щелочь, два других – соли. Какие вещества выпали в осадок и выделились в виде газа? Составьте уравнения происходящих реакций в каждом случае.
Решение
Вещество 1 – Ва(ОН)2;  вещество 2 – AgNO3, вещество 3 -  Na2CO3,
вещество 4 -  HI.                                                                  – по 0,5 баллов за каждое вещество 
Вещества, выпавшие в осадок:
осадок серо-коричневого цвета, растворяющийся в избытке аммиака -  Ag2O;
осадок белого цвета, растворяющийся в сильных кислотах  - ВаСО3;
светло-желтый осадок, растворяющийся в сильных кислотах  - Ag2СО3;
желтый творожистый осадок, не растворяющийся в сильных кислотах  -  Ag I.
выделяющийся газ – СО2                                                         - по 0,5 баллов за каждое вещество
Уравнения протекающих реакций:
Ba(OH)2 +2AgNO3 = Ag2O↓ + Ba(NO3)2 + H2O   - 1 балл за молекулярное ур. р.+0,5 балла за ионное уравнение.
Ba(OH)2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaOH   
Ba(OH)2 + 2HI = BaI2 + 2H2O
2AgNO3 + Na2CO3 = Ag2CO3↓+ 2NaNO3   
 AgNO3 + HI = AgI↓ + HNO3
2HINa2CO3 = 2NaI + CO2↑ + H2O                 - по 0,5 баллов за каждое уравнение реакции в молекулярном виде и по 0,5 баллов за ионные
Итого -  11 баллов




Олимпиада по химии 2013 г (школьный тур)

задания  https://docs.google.com/file/d/0B6fBLHQUL0iuQTVqZDBNeEhKT28/edit?usp=drive_web

ответы  https://docs.google.com/file/d/0B6fBLHQUL0iuQ2I4Y3hhOTRwbkU/edit?usp=drive_web
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ, проводимая Московским университетом.
Чтобы стать участником олимпиады, необходимо лично зарегистрироваться на портале олимпиады школьников «Ломоносов» по адресу: www.lomonosov.msu.ru.

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ олимпиадЫ школьников по химии 2012

Задания для учащихся 8 класса


Задание 1. На полке в ряд стоят различные химические сосуды с серной кислотой, едким кали, фосфорным ангидридом, оксидом водорода и негашеной  известью.
Колба круглая, колба коническая, колба круглодонная, реторта.

Известно, что…
1. Известь находится не в самом высоком сосуде.
2. Сосуды с щелочью, жидким оксидом и соединением элемента пятой группы ниже сосуда с оксидом металла.
3. Сосуд с соединением, обладающим наибольшей молярной массой, стоит рядом с сосудом, в котором находится вещество, окрашивающее пламя в фиолетовый цвет, но ниже его.
4. Сосуд с летучей жидкостью ниже сосуда с кислотным оксидом.
 ЗАДАНИЯ. 1. Аккуратно зарисуйте сосуды в указанной последовательности и внизу подпишите названия этих сосудов.
2. Определите, в каком сосуде какое  вещество находится, затем на сосуды «наклейте» этикетки с формулами и химическими названиями этих веществ.
3. Нарисуйте таблицу (3 столбца). В первый столбец запишите формулы веществ в порядке увеличения в них массовой доли кислорода (расчеты выполните в черновике).
4. Во второй и третий столбцы таблицы запишите: а) химические и тривиальные названия веществ; б) описание физических свойств веществ.                        (9 баллов)

Задание 2.   Вода – вещество, обладающее удивительными свойствами. Но некоторые свойства, приписываемые воде, являются на самом деле мифами. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы. Укажите правдивые и вымышленные утверждения о свойствах воды.                                                                                                               (12 баллов)
1. Почему вода при комнатной температуре жидкая в отличие от других простейших соединений водорода с неметаллическими элементами?
2. Обладают ли молекулы воды памятью?
3. Почему вода мокрая, а гусь «выходит из воды сухим»?
4. Обладает ли заговоренная или структурированная вода целебными свойствами?
5. Существуют ли металлы легче воды?
6. Почему глубокие природные водоемы не промерзают зимой до дна?
8. Почему природная вода иногда жесткая, а иногда мягкая?
9. Можно ли кипячением удалить из воды вредные для здоровья вещества?
10. Может ли вода быть живой или мертвой?
11. Полезна ли талая вода?
12. Почему лед не тонет в воде?
Задание 3. Проведите виртуальные (мысленные) эксперименты получения оксида меди (II) тремя способами;
Запишите ход мысленного эксперимента в виде подробного текста, указав при этом:
а) названия исходных веществ и теоретическое обоснование их выбора;
б) уравнения каждой из трех реакций получения оксида меди и ход их проведения с указанием оборудования, признаков реакции и способа выделения чистого оксида без примесей других участников реакций.                                                            (8 баллов)

Задание 4. Запишите уравнения реакций, соответствующие цепочке превращений:
двухвалентный металл  →  оксид  →  кислородсодержащая соль (1)  →  основание  →   соль (2)  →  неметалл  → газ → оксид → водород.                                       (8 баллов)

Задание 5. Юный химик из 8 «А» класса отвесил на весах порошок цинка количеством 0,12 моль и порцию нитрата серебра массой 2,4 г. Затем он отмерил в мерном цилиндре 100 мл соляной кислоты, опустил в него ареометр и записал показания прибора – 1,098. Заглянув в справочник,  экспериментатор определил, что массовая доля хлороводорода в растворе равна 0,2. Далее ученик насыпал твердые вещества в колбу объемом 200 мл, прилил кислоту из цилиндра и стал наблюдать. Через некоторое время, когда в колбе перестали происходить какие-либо изменения, мальчик отфильтровал смесь через бумажный фильтр и стал составлять отчет о ходе и результатах эксперимента.
Составьте собственный отчет, ответив на следующие вопросы, полагая, что эксперимент осуществлен количественно, то есть без потерь веществ.
1. Что наблюдал юный химик, когда он смешал вещества в колбе?
2. Запишите уравнения реакций, протекавших в ходе эксперимента.
3. Что представляет собой вещество на бумажном фильтре; какова его масса?
4. Что собой представляет фильтрат; какова его масса?                             (11 баллов)

Примечание. В чистовик записывайте решения последовательно от первого задания к последнему. Решения оформляйте аккуратно, пишите разборчиво. Каждое действие нумеруйте по порядку и сопровождайте письменным вопросом или объяснением. Не забывайте указывать наименования получаемых в расчетах числовых величин.
Пользоваться можно Периодической системой химических элементов, таблицей растворимости, рядом активности металлов и калькулятором.
Пользоваться сотовой связью и телефонами запрещается!

Желаем успешной работы!!!

Задания для учащихся 9 класса

Задание 1. Молярная масса фосфата металла в 1,89 раз больше молярной массы его нитрата. Определите металл.                                                                       (6  баллов)

Задание 2. Элементы А, В, С принадлежат соответственно I, II, III группам Периодической системы и могут взаимодействовать между собой, образуя соединения А2В, АС и В2С2. Соединения АС и В2С2 могут реагировать с А2В, в обеих реакциях выделяются газы. Если выделившиеся газы смешать и поджечь, получится одно их исходных соединений. Напишите уравнения химических реакций, назовите элементы и их соединения.                                                                                             (8  баллов)

Задание 3. Смесь двух галогенидов калия общей массой 5,00 г растворили в воде. При добавлении к полученному раствору избытка раствора нитрата серебра было получено 8,58 г осадка.
1)     Предположите, какие галогениды калия могли быть взяты в смеси.
2)     Определите качественный состав и возможную окраску осадка.         (10  баллов)

Задание 4. Даны три склянки без этикеток с твердыми веществами: хлорид серебра, нитрат серебра, карбонат кальция. Как, используя в качестве реактива только воду, определить какое вещество в какой склянке находится?                                (4  балла)

Задание 5. В каком соотношении по количеству вещества должны быть смешаны карбонаты кальция и магния, чтобы при прокаливании смеси свыше 1000ºС масса её уменьшилась наполовину?                                                                            (5 баллов)

Задание 6. Напишите  уравнения  реакций  согласно  схеме  превращений. Укажите X1, X2.                                                                                                           (10  баллов)

Zn(ОН)2ZnО → ZnX1 → Zn(ОН)2 избыток NaОНX2 → ZnCl2 Zn(NО3)2 ZnО

Задание 7. К 150 г 5%-ного раствора соли прилили 70 г 20%-ного раствора той же соли, затем прилили 50 г воды, добавили 15 г соли, выпарили 10 г воды. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе?                                               


 Задания школьного этапа Всероссийской  олимпиады            школьников 2011 год.

ХИМИЯ  8 класс



Уважаемый участник!
Олимпиада, задания которой Вам предстоит выполнить, состоит  из 3 раундов: тестового,  аналитического и практического. Тестовый раунд включает 8 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых правильным является только один. Аналитический раунд состоит из трех заданий разнообразного аналитического характера. В конце олимпиады Вам необходимо выполнить практическое задание.
 Внимательно читайте условия заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания - не спешите, т.к. ответы не всегда очевидны и требуют применения не только химических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Тестовый раунд
1. Элемент второго периода главной подгруппы III группы  Периодической системы  – это:
      А) литий;                   Б) кальций;                  В) бор;                      Г) магний.
2. Обозначение изотопа, в ядре которого содержится  26 протонов и  30 нейтронов:
       А) 30Э    ;             Б) ; 26Э
        В)56Э    ;                     Г) 14Э
   . 
               
3.   Химический элемент названный в честь России: 
      А) родий;      Б) рутений;   В) платина;    Г) рений.  

   4.  Пара химических элементов, имеющих на внешнем  электронном уровне по 3 электрона:
 А) Mg и Al ;              Б) N   и S ;             В) O и S;             Г) B   и  Al .

5. Массу молекулы, выраженную в атомных единицах массы, называют:
А) молекулярная масса;                   Б) относительная молекулярная масса;
В) относительная атомная масса;   Г) молярная масса.

6.  Какое из явлений не относится к химическим?
А) сгорание топлива            ;                       Б) скисание молока;
В) плавление стекла;                       Г) ржавление железа.

7. Четыре атома фосфора обозначает запись:
А) Р4;                   Б) 4Р;              В) 2Р2  ;           Г) 4Р4.

8. Металлом является:
А) Na;             Б) P;                В) S;                Г) C.

Аналитический раунд
Задание 1.  Маленький Марат решил помочь маме полить цветы. Он взял двухлитровую банку, наполнил её водой и побежал к маме. Но мальчик так спешил, что дважды споткнулся. В первый раз из банки выплеснулось 3,01*1025 молекул воды, а во второй – 50 моль. Сколько воды осталось в банке у Марата?

Задание 2. Необходимо определить, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти  буквы и составьте из них фамилию учёного – естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого учёного (приведите формулировку).

Химический элемент
Простое вещество
кальций необходим для роста клеток
Р
К
азот входит в состав воздуха
М
О
натрий входит в состав глауберовой соли
О
Е
натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы
И
Д
кислород необходим для дыхания
Я
А
хлор получают электролизом расплава поваренной соли
Л
Г
капуста содержит около 0,08% серы
А
Б
фтор входит в состав зубной эмали
В
Н

Задание 3. Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их  химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:
                    H2OP2O5AlO2NaH2O3CO2Na3NCОFeCl3N2К2SSiO2
1)  Выделите из этой записи формулы  индивидуальных веществ.
2)  Подчеркните простые вещества и дайте им названия.


Практическое задание
В смеси находятся: железные опилки, медная стружка, речной песок, кристаллы поваренной соли. Предложите способ выделения этих веществ из смеси.









  Задания школьного этапа Всероссийской  олимпиады            школьников 2011 год.

ХИМИЯ 9 класс


Фамилия  Имя__________________________
Школа  класс___________________________
Общее количество баллов________________
Подпись проверяющего__________________
Тестовый раунд
1. Высшая и низшая степени окисления углерода равны:
А)   +4 и -4;              Б)  +4 и 0 ;       В)  0 и -4 ;                  Г)  -4 и +4.

2.  Связь в молекуле азота:
А)   одинарная;        Б) двойная;                 В) тройная;                Г) полярная.

3.   Оксиды, соответствующие формулам RO2  и RO3, образует:
А) азот;                      Б) сера;                       В) кремний;               Г) углерод.

4.  Химический элемент, в атоме которого содержится  7  протонов:
А) азот;                      Б) сера;                       В) кремний;               Г) углерод.

5.  В атоме кремния  общее число электронов и число электронных слоев соответственно  равны:
А) 16 и 3;                   Б) 14 и 3;                    В) 28 и 3;                   Г) 14  и 4.

6.  Неметаллические свойства усиливаются в ряду:
А) В → C → N;         Б) NCB;          В)CBN;          Г) N  → BC.

7.  С разбавленной серной кислотой реагирует:
А) медь;                     Б) серебро;                 В) цинк;                     Г) ртуть.

8.  Оксид углерода  (II) проявляет свойства  оксида:
А) основного;            Б) амфотерного;        В) кислотного;          Г) несолеобразующего.

9.  Расставьте коэффициенты в уравнении:  Fe2O3 + CFe + CO2.  Ответ дайте в виде суммы коэффициентов:
А)   11;           Б)  12;                         В)  13;                         Г)  14.

10. Массовая доля азота в нитрате меди (II) равна:
А)   10,5%;                 Б)  14,9%;       В)  33,2% ;                 Г)  44,1%.


Аналитический раунд
Задание 1.  Школьник 14-16 лет во время уроков выделяет при дыхании около 20 л углекислого газа в час. Оптимальное содержание углекислого газа в воздухе 0,04% по объему. При повышении содержания CO2 до 0,1 % ухудшается внимание,  возникает кашель и головная боль. В классе размером 7х12х3 м находятся 25 человек. Через какое время (часы, минуты) без проветривания воздух в классе станет малопригодным для дыхания? Расходом кислорода на дыхание можно пренебречь.

 Задание 2. Выберите из приведенного списка вещества, с которыми может реагировать оксид серы (IV). Если реакции возможны, напишите для них уравнения, укажите условия, при которых они могут протекать.
Вещества: 1) NaOH,   2) H2O,   3) H2O2,   4) NO2,   5) H2S,   6) Na2SO3 ,  7) Na2SO4.  
                                                        
Задание 3. Минерал пирит (FeS2) может гореть без доступа воздуха, если его смешать с нитратом калия (KNO3). Напишите уравнение реакции горения, если известно, что смесь прореагировала полностью, а продукты сгорания: сульфит калия, сернистый газ, оксид железа (III) и азот. Сколько % по массе пирита содержит стехиометрическая смесь
                                                                                                    
Задание 4. Напишите уравнения реакций, необходимых для осуществления следующих превращений и определите вещество Х:
CuCuSO4Cu(OН)2  → Х→ Cu(NO3)2CuOCu
Практическое задание.
В пяти склянках без этикеток содержатся растворы хлорида железа(III), сульфата железа(II), нитрата меди(II), хлорида алюминия, хлорида аммония. Предложите один реактив, с помощью которого можно установить все вещества. Составьте уравнения и укажите характерные признаки протекающих реакций, по которым устанавливается каждое из веществ.










  Задания школьного этапа Всероссийской  олимпиады            школьников 2011 год.

ХИМИЯ 10 класс




Тестовый  раунд
1. Газ и раствор вещества, в котором приобретает малиновую окраску фенолфталеин, образуется при взаимодействии:


А)  воды с оксидом кальция;
Б)  цинка с соляной кислотой;
В)  воды с натрием;
Г)  серной кислотой с сульфитом натрия.



2.  Последовательности оксид-гидроксид-соль соответствует ряд веществ:



А) H2OLiOHKCN;
Б)  
OF2NaOHPbI2;
В)  
P2O5ZnSO4KOH;
Г)  
CaOHClNaOH.



3.   Бромную воду не обесцвечивают вещества, указанные в паре:



А) ацетилен и этилен;
Б) этан и этилен;
В) бензол и гексан;
Г) бензол и этилен.



4.   Межклассовая изомерия характерна для:



А) алканов и алкенов;
Б) алкадиенов и алкенов;
В) алкенов и циклоалканов;
Г) алканов и алкинов.



5.  Для молекулярного уравнения реакции, схема которой
KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 → K2SO4 + MnSO4 + H2O    сумма коэффициентов равна:
А) 15;         Б) 17;          В) 19;           Г) 21.

6.  Какая из кислот в растворе одинаковой концентрации имеет большее значение степени диссоциации:



А)  иодоводородная;
Б)  сернистая;
В)  сероводородная;
Г)  азотистая.



7.  Какой продукт преимущественно образуется при присоединении одной молекулы бромоводорода к бутадиену-1,3:



А) 3-бромбутен-1;
Б) 4-бромбутен-1;
В) 1-бромбутен-2;
Г) 3-бромбутен-2?



8.  Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:



А) гидроксида натрия;
Б) азотной кислоты;
В) хлорида калия;
Г) лакмуса.



9.  Какой объем газа выделится при растворении в избытке соляной кислоты 14 г железа:



А) 11,2 л;
Б) 8,4 л;
В) 5,6 л;
Г) 2,24 л?



10.  Кальций и нитрат серебра можно использовать для осуществления реакций по схеме превращений:



А) KCl → CaCl2 → AgCl;                                              В) CaCl2 → Cl2 → HCl;
Б) NaCl → AgCl → Ag;                                                  Г) HCl → CaCl2 → AgCl.

Аналитический раунд
Задание 1. Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что одно и то же количество его, взаимодействуя с галогенами, образует, соответственно, или 56,5  г дихлорпроизводного, или 101  г дибромпроизводного.                                             
Задание 2.  Осуществите цепочку химических превращений. Напишите молекулярную формулу и дайте название веществу Х.
                    С → СО  → Х   ← СН4 → СО → СН3ОН
                                                      ↓
                                                      СН3CI
Задание 3.  Составьте уравнения четырех реакций по схеме:

             →  гидроксид кальция →  В
А →    
            →  ацетилен  →   С

При условии, что вещества В и С содержат  в составе галоген.

Задание 4. Известный шведский химик О.Бергман вернулся в аптеку с претензиями по поводу низкого качества натриевой селитры, которую он купил у аптекаря: после нагревания она давала с кислотами какие-то бурые пары. Аптекарь, славившийся своей аккуратностью, не смог пояснить происходящее. Правильное объяснение дал его ученик Карл Шееле, ставший позднее известным химиком. Запишите уравнения реакций, которые  легли в основу объяснения Карла Шееле?
Практическое задание
В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы следующих веществ: хлорида натрия, гидроксида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, азотной кислоты. Предложите способ определения содержимого каждой из пробирок, не используя дополнительных реактивов. Запишите необходимые уравнения р

  Задания школьного этапа Всероссийской  олимпиады            школьников 2011 год.

ХИМИЯ 11 класс





Тестовый раунд
1.                  В уравнении реакции, схема которой  KMnO4 + HCl → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O, коэффициент перед формулой восстановителя равен:
А) 5;             Б)10;            В)12;             Г) 16.
2.                  Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене?
А) фруктоза;       Б) сахароза;      В) крахмал;     Г) глюкоза.
3.                  В каком соединении больше массовая доля азота?
 А) метиламин;   Б) анилин;    В) азотная кислота;    Г) этилендиамин.
4.                  Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
А) гидроксида натрия;   Б) азотной кислоты;   В) хлорида калия;   Г) лакмуса.
5.                  Какой объем газа выделится при растворении в избытке разбавленной серной кислоты 13 г хрома:
А) 11,2 л;              Б) 8,4 л;            В) 5,6 л;           Г) 2,24 л?
6.                  Какое из приведенных веществ может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства?
А) аммиак;   Б) азотная кислота;    В) нитрат аммония;     Г) нитрат калия.
7.                  С 200 г 7% раствора серной кислоты может прореагировать оксид меди (II) массой:
 А) 22,84 г;            Б) 11,42 г;         В) 5,71 г;         Г) 17,14г.
8.                  Процессу высыхания стен, покрытых штукатуркой, приготовленной на основе гашеной извести, соответствует химическое уравнение:
А) Ca(OH)2 = CaO + H2O;              Б) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O;
В) CaO + H2O = Ca(OH)2;              Г) CaO + CO2 = CaCO3.
9.                  Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют:
А)  ксантопротеиновую реакцию;            Б) биуретовую реакцию;
В) реакцию этерификации;                        Г) реакцию гидролиза.
10.              В какой последовательности восстанавливаются данные металлы при электролизе растворов их солей?
    А) Au, Cu, Hg, Fe;                                  Б) Fe, Cu, Au, Hg;
    В) Fe, Cu, Hg, Au;                                  Г) Au, Hg, Cu, Fe?

Аналитический раунд
Задание 1.   Осуществите следующие превращения:
       + Cl2    + H2O    t, H+      + Cl2, 500°      + H2O       + Cl2        +2H2O         H2SO4(k),t
         A →     B   →      C   →    D                 E              F           G            H           L
            – HCl                 – H2O     – HCl             – HCl                          – 2HCl        – 2H2O
Вещество «Е» содержит 47,06 % углерода; 6,54% водорода и 46,4% хлора, причем в молекуле «Е» один атом хлора.
а) напишите уравнения реакций;
б) напишите формулы изомеров вещества Е;
Задание 2. В 1916 году в Санкт-Петербурге было совершено громкое убийство
Григория Распутина. Но прежде, чем застрелить Распутина заговорщики попытались отравить его одним смертельно опасным ядом, в составе которого 60%   калия, 18,46 % углерода и 21,54 % азота (по массе). В доме князя Феликса Юсупова Григория Распутина обильно накормили пирогами, бисквитами и пышными тортами, в которых содержался этот  яд в большом количестве. Однако Григорий Распутин не был отравлен. Какой был взят яд? Выведите формулу вещества  и дайте ему название. В чём заключалась ошибка заговорщиков?
Задание 3. После обработки смеси двух сложных эфиров избытком раствора щелочи в полученном водном растворе найдены следующие вещества: глицерин, фенолят натрия, ацетат натрия и нитрат натрия. Необходимо определить формулы сложных эфиров, написать уравнения реакций и указать условия их протекания.
Практическое задание
В 9 пробирках без надписей находятся образцы следующих веществ:
·         безводного сульфата меди
·         аммиачной селитры
·         глицерина
·         96% -й серной кислоты
·         Поваренной соли
·         Карбоната кальция
·         Едкого кали
·         Бензола
·         Этилового спирта
Распознайте эти вещества только с помощью воды?
          ответы Всероссийская олимпиада 
                         школьников по химии
школьный этап
8 класс (решение)

Тестовый раунд
1
2
3
4
5
6
7
8
В
Б
Б
Г
Б
В
А
А

За каждый правильный ответ 1 балл.                                                             Итого: 8 баллов.

Аналитический раунд
Задание 1
Считая, что плотность воды составляет 1 г/мл, получаем, что в двухлитровой банке было 2000 г воды.                                                                                                            1 балл
3,01*1025 молекул составляют 50 моль.                                                                1 балл
Всего Марат вылил 50 + 50 = 100 моль.                                                               1 балл
Что соответствует 100 моль * 18 г/моль = 1800 г.                                               1 балл
Остаток в банке 2000-1800=200 г.                                                                        1 балл.                                                                                                                                        Итого: 5 баллов.
Задание 2
За каждое верно выбранное понятие (элемент или простое вещество) – 0,5 балла.

Химический элемент
Простое вещество
кальций необходим для роста клеток
Р

азот входит в состав воздуха

О
натрий входит в состав глауберовой соли
О

натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы

Д
кислород необходим для дыхания

А
хлор получают электролизом расплава поваренной соли

Г
капуста содержит около 0,08% серы
А

фтор входит в состав зубной эмали
В

итого
              4 балла

Ученый - Авогадро.                                                                                                           1 балл
Закон: Равные объёмы различных газов при одинаковых условиях содержат одинаковое число молекул.                                                                                                            1 балл
Итого: 6 баллов.

Задание 3. Каждое верно выделенное вещество – 0.5 балла, выделение из перечня простых веществ и  их правильное название  – 0,5 балла
H2O                                                                                                                          0,5 баллов
 P2O5                                                                                                                                                                 0,5 баллов
Al                                                                                                                              0,5 баллов
O2                                                                                                                              0,5 баллов
Na                                                                                                                             0,5 баллов
H2                                                                                                                              0,5 баллов
O3                                                                                                                             0,5 баллов
CO2                                                                                                                                                                   0,5 баллов
Na3N                                                                                                                        0,5 баллов
CО                                                                                                                            0,5 баллов
FeCl3                                                                                                                                     0,5 баллов
 N2                                                                                                                             0,5 баллов
К2S                                                                                                                           0,5 баллов
SiO2                                                                                                                                                                   0,5 баллов
                                                                                                                                                                           
Простые вещества и их названия:
Al – алюминий                                                                                                        0,5 баллов
O2 - кислород                                                                                                                      0,5 баллов     
Na – натрий                                                                                                            0,5 баллов
H - водород                                                                                                          0,5 баллов
O3  - озон                                                                                                                 0,5 баллов
N2    - азот                                                                                                                 0,5 баллов
Итого:  10 баллов
Практическое задание
Вещества в смеси сохраняют свои индивидуальные физические и химические свойства, их можно разделить, в отличие от элементов, входящих в состав сложного вещества.  1 балл
а) Для выделения из смеси железных опилок  нужно  использовать магнит (железо притянется к магниту, а остальные компоненты нет);                                                    1 балл
б) Дальнейшее разделение смеси осуществляется в 4 этапа:
1)      растворение смеси в воде: переход поваренной соли  в растворенное состояние; 1 балл
2)       медная стружка всплывает и удаляется механически;                                              1 балл            
3)      речной песок оседает, для его отделения используют  фильтр;                                1 балл
4)      при выпаривании воды поваренная соль остается в сосуде.                                     1 балл

                                                                                                                          Итого: 6 баллов

Итого за работу 35  баллов.











Всероссийская олимпиада школьников по химии
школьный этап
9 класс (решение)

Тестовые задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Г
В
Б
А
Б
А
В
Г
Б
Б

За каждый правильный ответ 1 балл.                                                                    Итого 10 баллов.
Аналитические задания
Задание 1
Объем класса 7х12х3 = 252 м3                                                                                  1 балл
В нем исходно содержится 0,1008 м3 CO2 .                                                               1 балл
При опасном уровне стало 252х0,001 = 0,252 м3 .                                         1 балл
Т.е. надо надышать 0,252-0,1008= 0,1512 м3 или 151,2 л.                               1 балл
25 школьников выдыхают в час 500 л.                                                                     1 балл
Значит, надышат за 0,3024 часа или 18 минут.                                                         1 балл.      Итого: 6 баллов
Задание 2
SO2 + 2 NaOH = Na2SO3 + H2O                                                                                 1 балл
SO2 + NO2 = SO3 + NO                                                                                              1 балл
SO2 + NaOH = NaHSO3      (избыток SO 2  )                                                               1,5 балла                           
SO2 + 2 H2S = 3 S + 2 H2O                                                                                         1 балл
SO2 + H2O ↔ H2SO3                                                                                                 1 балл
SO2 + Na2SO3 + H2O = 2 NaHSO3  (в воде)                                                               1,5 балла
SO2 + H2O2 = H2SO4                                                                                                  1 балл       Итого: 8 баллов
Задание3.
10 FeS2 + 22 KNO3 = 11 K2SO3 + 11 N2 + 5 Fe2O3 + 9 SO2                                     1 балл
10х120 + 22х101 = 1200+2222 = 3422 (г)                                                              1 балл
% пирита: 100%(1200/3422) = 35,07%                                                                  1 балл.     Итого: 3 балла
Задание 4.
1)                  Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O                                                                  1 балл
2)                  CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4                                                    1 балл
3)                  Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O ( или другой правильный ответ)          1 балл
4)                  CuCl2 + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2AgCl↓ ( или другой правильный ответ) 1 балл
5)                  2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2↑ + O2↑                                                            1 балл
6)                  CuO + H2 = Cu + H2O                                                                                     1 балл
7)         Название вещества Х - CuCl2 или  CuSO4                                                                      1 балл.     Итого 7 баллов
Практическое задание.

Fe CL3 + 3KOH = Fe(OH)3↓ +3KCL(бурый осадок)                                                  1 балл
FeSO4 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + K2SO4 (грязно-зелёный осадок)                                  1 балл
Cu(NO3)2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KNO3 (голубой осадок)                                       1 балл
ALCL3+ 3KOH = AL(OH)3↓ + 3KCL (белый осадок)                                               1 балл
При избытке КОН получится K[AL(OH)4] (бесцветный раствор)                           1 балл
NH4CL +KOH = KCL+ H2O+ NH3↑ (запах)                                                              1 балл
                                                                                             Итого: 6 баллов
Итого за работу 40 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по химии
школьный этап
10 класс (решение)

Тестовые задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
В
А
В
В
Г
А
В
Б
В
Г
За каждый правильный ответ 1 балл.                                                             Итого 10 баллов.
Аналитические задания
Задание 1
1) Записаны уравнения реакций:
CnH2n + Cl2CnH2nCl2                                                                                             1 балл
CnH2n + Br2CnH2nBr2                                                                                            1 балл
2) Указано, что n(CnH2n) одно и то же в двух реакциях (или что количества
веществ галогеналканов равны друг другу):  n(CnH2nCl2) = n(CnH2nBr2)                    1 балл
3) Найдено значение коэффициента n: 56,5/(14n+71) = 101/(14n+160), n = 3;  1 балл
4) Составлена молекулярная формула вещества - С3Н6 .                                          1 балл.        
                                                                                                                                               Итого: 5 баллов
Задание 2
 2С + О2 = 2 СО                                                                                                        1 балл
2СО + О2 = 2СО                                                                                                     1 балл
СО2 – углекислый газ                                                                                               1 балл
СН4  + 2О2  → СО2 + 2Н2О                                                                                      1 балл
СН4  +  Н2О → СО + 3Н2                                                                                                                       1 балл
СО + 2Н2 → СН3ОН                                                                                                 1 балл
СН4  +  Cl2→ СН3Cl + Н Cl                                                                                                                    1 балл.   Итого: 7 баллов
Задание 3. 
A - CaC2 ,                                                                                                      1 балл
BCa(OH)2 ,                                                                                                1 балл
C - C2H2                                                                                                        1 балл
CaC2  +  2H2O   → Ca(OH)2    +  C2H2                                                                      1 балл
Ca(OH)2  +  HBr  =  CaBr2   +  H2O                                                               1 балл
C2H2   +  Br2  =  C2H2Br2                                                                               1 балл.   Итого: 6 баллов
Задание 4.
При нагревании происходит реакция   2NaNO3  2NaNO2 + O2          1 балл
с участием кислот - 2NaNO2 + H2SO4 = Na2SO4 + 2HNO2                             1 балл
                                   2HNO2 = NO + NO2 + H2O                                        1 балл
                                   2NO + O2 = 2NO2                                                         1 балл
NO2   и образует бурые пары .                                                                      1 балл.  Итого: 5 баллов
Практическое задание
Составим таблицу результатов возможных реакций

NaCl
Ba(OH)2
Na2CO3
Na2SO4
HNO3
NaCl

-
-
-
-
Ba(OH)2
-

Ba CO3
Ba SO4
-
Na2CO3
-
Ba CO3

-
CO2
Na2SO4
-
Ba SO4
-

-
HNO3
-
-
CO2
-

                                                                                                                                 2 балла
Приливаем содержимое одной из пробирок во все пробирки. Если в одной из пробирок образовался белый осадок, а в другой выделились бесцветные пузырьки газа,  значит, был использован реактив карбонат натрия Na2CO3.                                                                       1 балл
В пробирке, где образовался осадок, находился Ba(OH)2, а в пробирке, где выделился газ - HNO3. Запишем уравнения:
Na2CO3 + Ba(OH)2 à Ba CO3      + 2NaOH                                                            1 балл
Na2CO3 + 2HNO3. à CO2    + 2NaNO3 + H2O                                                        1 балл
  Добавим распознанный гидроксид бария Ba(OH)2 в оставшиеся две пробирки. В той пробирке, где образовался белый осадок, находился раствор сульфата натрия Na2SO4, а в последней пробирке, в которой видимых изменений не обнаружено – хлорид натрия NaCl Ba(OH)2 + NaCl à изменений не обнаружено                                                           1 балл
Ba(OH)+ Na2SO4 à Ba SO4       +  2NaOH                                                                      1 балл

                                               Итого: 7 баллов

Итого за работу 40 баллов.























Всероссийская олимпиада школьников по химии
школьный этап
11 класс (решение)
Тестовые задания
1.Г;     2. Г;     3. Г;     4. Б;      5. В;      6. В;     7. Б;      8. Б;     9. А;      10.Г.         Итого 10 баллов.
Аналитические задания
Задание 1
Установление формулы Е:   
n(C) = 3,92 n(H) = 6,54 n(Cl) = 1,3                                                                             
C : H : Cl = 3 : 5 : 1                                                                                                     1 балл
С3H5Cl                                                                                                                      0,5 балла
DC3H6 ;                                                                                                                 0,5 балла
С – С3Н7ОН                                                                                                              0,5 балла
 В – С3Н7Сl                                                                                                               0,5 балла
AC3H8                                                                                                                          0,5 балла
FC3H5Cl3                                                                                                               0,5 балла
Записаны уравнения реакций:
1)     C3H8 + Cl2 → C3H7Cl + HCl                                                                         1 балл
2)     C3H7Cl + H2O → C3H7OH + HCl                                                                 1 балл
3)     C3H7OH → C3H6 + H2O                                                                               1 балл
4)     C3H6 + Cl2 → C3H5Cl + HCl                                                                         1 балл
5)     CH2=CH-CH2Cl + H2O → CH2=CH-CH2OH + HCl                                   1 балл
6)     CH2=CH-CH2OH + Cl2 → CH2Cl-CHCl-CH2OH                                       1 балл
7)     CH2Cl-CHCl-CH2OH + 2H2O → CH2OH-CHOH-CH2OH + 2HCl            1 балл
8)     CH2OH-CHOH-CH2O → CH2=CH-CH=O + 2H2O                                   1 балл
Составлены формулы изомеров Е:  
CH2=C(Cl)-CH3                                                                                                   1 балл
CH(Cl)=CH-CH3                                                                                                                          1 балл
Цис-, транс-изомеры .                                                                                                  Итого:14баллов
Задание 2.
Яд относится к соединению    
                  
                                                                                                                                1 балл
Формула яда – KCN (цианид калия или цианистый калий)                            1 балл
Ошибка заговорщиков заключалась в том, что они дали Распутину яд   вместе с противоядием. В пирожных, тортах, сладких пирогах и напитках содержится глюкоза, которая соединяясь с цианид-ионом, инактивирует  его.                                                                                    2 балла                                
                                                                                                                        Итого: 4 балла
Задание 3.
                           1 балл
      1 балл

                                                                                                                        Итого: 2 балла
Практическое задание
Поскольку  даны индивидуальные вещества, их можно визуально поделить на две группы: твердые вещества и жидкие вещества.                                                                                           1 балл
Распознавание твердых веществ. Во все образцы добавляем воду.
Безводный сульфат меди в воде образует раствор голубого цвета.                         1 балл
При растворении едкого кали выделяется большое количество теплоты. Раствор становится горячим.                                                                                                             1 балл
При растворении аммиачной селитры происходит сильное охлаждение.                  1 балл
При растворении в воде поваренной соли ничего не наблюдается.                           1 балл
Не растворившееся в воде вещество – карбонат кальция.                                       1 балл
Распознавание жидких веществ.
Вязкие жидкости (глицерин, серная кислота 96%-ая) хорошо растворяются в воде, там где происходит сильное разогревание, содержится серная кислота; в другом случае – глицерин.      2 балла
Из подвижных жидкостей (этиловый спирт, бензол) в воде растворяется только этиловый спирт. А бензол в воде не растворяется, а  образуется два слоя жидкостей – водный и органический. Бензол будет сверху т.к. он легче воды.                                                                                                   2 балла
                                                                                                                          Итого 10 баллов
                                                                                            
Итого за работу 40 баллов.






J