ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Пять советов решающему экспериментальные задачи:
  1. Не начинайте эксперимент до тех пор, пока не составите его подробный план (обоснование и техника проведения опытов).
  2. Обязательно запишите свои наблюдения и их объяснения.
  3. Не выбрасывайте полученные вещества, а сохраняйте их до конца работы.
  4. Если нужно определить содержимое пробирок, то берите небольшие пробы веществ, не проводите опыты со всем веществом.
  5. Во время эксперимента соблюдайте правила безопасной работы, не мешайте окружающим: не кричите, не лезьте к соседу с советами, не приглашайте весь класс посмотреть, что у вас получилось.
Рекомендации по ходу определения:
1. Запишите формулы всех веществ, о которых идет речь в задаче, а под ними название класса, к которому принадлежит вещество.
2. Вспомните химические свойства веществ данных классов, а также их качественные реакции.
3. Определите, какие реактивы нужно использовать, чтобы различить вещества, относящиеся к этим классам соединений.
4. Подумайте, по каким признакам можно различить соединения, данные в задаче, при использовании этих реактивов.
5. Проведите необходимые реакции.
6. Если в задаче не предлагается использовать никаких других реактивов, кроме исходных веществ, запишите свои наблюдения в таблицу вида:

Вещество № 1
Вещество № 2
Вещество № 3
Вещество № 4
Вещество № 5
Вещество 1





Вещество 2





Вещество 3





Вещество 4





Вещество 5





В случае распознавания веществ с помощью определенного реактива (или реактивов) таблица будет иметь вид:
Вещество
Реактив № 1
Реактив № 2
Реактив № 3
Наблюдения
Уравнения реакций
Вывод
Пробирка № 1






Пробирка № 2






Пробирка № 3






Пробирка № 4






Пробирка № 5










ЗАДАЧИ  ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ (по материалам игры "ЕНОТ")

для 5-8 классов

1.            Соревнование. «Старинный телефон»  Когда-то (не так уж и давно) все дети играли отнюдь не мобильными, а веревочными телефонами. Разработайте и Вы конструкцию веревочного телефона, способного передать Ваше сообщение на максимально большое расстояние. Будьте готовы представить свою конструкцию и принять участие в соревновании на дальность и качество передачи информации.
2.     «Зеленый витамин»  Основной источник витаминов зимой – выращенный своими руками на подоконнике зеленый лук. Поставьте эксперимент по выращиванию лука, добившись максимального выхода зеленой массы.
3.     «Соленая жизнь»  Опытная хозяйка знает, когда нужно солить воду для приготовления еды, если приготовить нужно как можно быстрее. Изучите скорость закипания воды в зависимости от времени добавления поваренной соли и объясните наблюдаемые различия.
4.     «Клеим сами»  Самый доступный домашний клей – крахмальный клейстер. Однако сам по себе этот клей не очень прочен. Быть может, его можно усовершенствовать? Приготовьте свой собственный клей, используя различные добавки, попробуйте склеивать разнообразные материалы и проведите испытание прочности склеивания.
5.            «Толкучка»  Изучите формы и скорости движения пузырьков воздуха в длинной стеклянной трубке, заполненной водными растворами сахара различной концентрации. Объясните наблюдаемые явления.
9-11 классы
  1. «Линза»  Сделайте линзу из льда. Попробуйте получить изображения различных объектов и оцените оптические характеристики Вашей линзы. Представьте фотографии, иллюстрирующие Ваши эксперименты.
  2. «Свободных мест нет!!!»  В насыщенном растворе одной соли, оказывается, можно еще растворять, но уже другие соли. Изучите поведение такой бинарной системы, постройте диаграмму ее состояния и объясните природу наблюдаемых процессов.
  3. «Точный расчет»  Шар из эластомера диаметром 1м, заполненный равными долями водорода и гелия, запущен от уровня Земли в воздух. Постройте математическую модель движения шара в атмосфере, максимально приближенную к реальным условиям, и спрогнозируйте время и причину окончания полета.
  4. «Молочные реки»  Изучите процесс скисания молока при различных температурах. Какие еще факторы влияют на этот процесс? Приведите необходимые экспериментальные данные.
  5. «Почти дерево»  На гель 3,5%-ного желатина, приготовленного на растворе, содержащем 0,12 г бихромата калия, после его застудневания в чашке Петри нанесите каплю 8,5%-ного раствора нитрата серебра. Объясните происходящие в чашке процессы.
  6. «Не все так просто»  На пути луча белого света под углом поместите (по очереди) стеклянные пластинки, покрашенные различными цветными чернилами. На пути отраженного и проходящего сквозь такие пластинки лучей поместите белые экраны. Объясните явления, наблюдаемые на экранах.
  7. Стендовый доклад. «Веревка»  Изучите технологию производства веревок из различных природных материалов и представьте на общее обсуждение свои образцы длиной не менее 0,5 м. Оцените свойства своей продукции.
  8. Соревнование. «Турбосвечка»  Сконструируйте турбину максимальной мощности, работающую на восходящих от горящей парафиновой свечи тепловых воздушных потоках.



Еще задачи для любознательных

1. «Маятник-попрыгунчик»
Обычный маятник представляет собой груз на нити. Как изменится характер колебаний, если нить заменить резинкой, используемой рыболовами (d 15мм, длина 0,5 м.)? Используйте угол старта 450 и груз с переменной массой.

2. «Задача имени Роберта Вуда»
Роберт Вуд (1868 – 1955) говорил, что настоящему исследователю для экспериментов достаточно мотка проволоки, шпагата и сургуча. Опишите не менее трех занимательных экспериментов, которые Вы бы могли показать публике с этими объектами для объяснения важных физических явлений. Один из экспериментов продемонстрируйте при защите задачи.

3. «Секретность не помешает…»
Предложите такой состав секретных чернил, чтобы текст, написанный ими, можно было прочитать только в ультрафиолетовом свете. Представьте на суд Жюри несколько образцов.

4. «Зеленый алфавит»
Изучите влияние различных витаминов на прорастание семян и рост кресс-салата. В качестве субстрата используйте промытый речной песок. Какова роль витаминов в жизнедеятельности растений?

5. «Через четыре года здесь будет город сад!»
Почему падает плодородие почв? Предложите физические, химические и биологические способы возрождения плодородия почв. Можно ли, по Вашему мнению, превратить пустыню Сахару в цветущий сад и что для этого нужно сделать?